Верность и преданность Отчизне – вековые традиции Днепровской флотилии | Официальный сайт газеты "Шинник"
21:06
11.09.2025

официальный сайт
www.shinnik.by
Среда, 28 Июнь 2017
Верность и преданность Отчизне – вековые традиции Днепровской флотилии


Двенадцать лет назад, 9 мая 2005 года, на пересечении улиц Ленина и Шмидта был установлен мемориальный памятный знак в честь моряков Днепровской флотилии, которые с беспримерным мужеством и отвагой освобождали наш город от немецко-фашистских захватчиков. А еще раньше именем Днепровской флотилии была названа одна из улиц нового микрорайона. Кто они, воины-днепровцы? Об этом сегодня наш рассказ.
…При активном содействии вице-канцлера графа Остермана 4 января 1737 года вышел Указ Сената о постройке в Брянском адмиралтействе на реке Десна малых судов флотилии, предназначенной для действия на Днепре. В основном это были дубель-шлюпки, мелкосидящие прамы и транспортные плашкоуты, способные пройти Днепровские пороги. Флотилия должна была содействовать Днепровской армии генерал-фельдмаршала Миниха во взятии крепости Очаков – главного оплота Турции в Северном Причерноморье. 3 октября суда Днепровской флотилии приняли активное участие в отражении турецких войск. В анналах истории об этом событии записано так: «По храбрости здешнего гарнизона оный неприятель отступил с уроном, и город Очаков от такой злопыхательной бури освободился».
Без малого два столетия спустя, в марте 1919 года, по приказу РВСР Днепровская флотилия была воссоздана для содействия войскам 12-й армии Западного фронта в борьбе с белогвардейскими частями и польскими войсками. Флотилия активно участвовала в разгроме банд, поддерживала части Красной Армии огнем, высаживала десанты, обеспечивала переправы и коммуникации, ставила минные заграждения.
К началу Великой Отечественной войны Днепровская военная флотилия претерпела несколько расформирований и реорганизаций. Но страницы ее славной героической истории, написанные подвигами моряков-днепровцев, бережно хранили в себе богатейшее духовное наследие, оставленное ими – верность и преданность Отчизне. А Время готовило флотилии новые испытания.

…Шел июль 1943-го. Передовые части Центрального фронта готовились к битве за Днепр. При обсуждении стратегических задач остро обозначилась необходимость в военных кораблях, и 14 сентября 1943 года народный комиссар ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов отдал приказ вновь сформировать Днепровскую военную флотилию. Костяк экипажей бронекатеров и полуглиссеров составили моряки Волжской военной флотилии. Всех их отличали боевой опыт, сталинградская стойкость, мужество и непреодолимое стремление к победе. Боевое крещение на белорусской земле (хотя, наверное, правильнее будет сказать – на воде) они получили на реке Припять в ходе подготовки операции по освобождению Мозыря. Впереди у флотилии были речные дороги на Паричи, Бобруйск.

На рассвете 27 июня 1944 года 2-й гвардейский дивизион бронекатеров в составе восьми единиц под командованием капитана 3 ранга Пескова начал движение вверх по реке с целью оказать содействие армейским приречным частям. На подходе к Селибе (село, расположенное на правом берегу реки на подступах к Бобруйску) возникли скоротечные перестрелки с противником, который, отступая, оставил по левому берегу засады. Для их ликвидации был временно создан отряд берегового сопровождения, укомплектованный личным составом с кораблей, который очищал прибрежную полосу от фашистов.
В ночь на 28 июня корабли 1-го и 3-го отрядов заняли огневые позиции. Утром бронекатера открыли огонь по району железнодорожного моста через Березину в Бобруйске, по парку и селению Зеленка-1. Противнику был нанесен большой ущерб в живой силе и технике. Ближе к полудню бронекатера 1-го отряда поднялись вверх по реке и заняли огневые позиции у села Ломы. Вскоре армейская разведка сообщила, что в полутора километрах от Ломов, на окраине Бобруйска, вкопано в землю пять немецких танков и там же проходят их траншеи. Комдив Песков принял решение: приблизившись к городу, корабли открыли огонь из всех видов оружия, уничтожая огневые точки и боевые расчеты врага.

К 10 часам утра 29 июня войска 1-го Белорусского фронта полностью овладели городом. Корабли вошли в порт. Горели склады, кое-где слышалась автоматная стрельба. Из леса в город потянулись горожане. В 22 часа 40 минут по радио раздался знакомый всем голос Левитана: «Говорит Москва! Говорит Москва!»… Все прильнули к репродукторам и затихли в ожидании передачи:

– Приказ Верховного Главнокомандующего… В боях при освобождении города Бобруйска отличились… моряки капитана 1-го ранга Григорьева, капитана 2-го ранга Лялько, капитана 3-го ранга Пескова…

Громкое морское «ура» прокатилось по кораблям. Родина по достоинству оценила ратные дела моряков – около трехсот краснофлотцев, старшин и офицеров были награждены орденами и медалями.


За доблестные боевые действия в операции «Багратион» Днепровская военная флотилия первой из речных флотилий была награждена орденом Красного Знамени. Этой высокой награды были также удостоены 1-я и 2-я бригады речных кораблей и 2-й гвардейский дивизион бронекатеров.

…В центре Берлина, на дальних подступах к рейхстагу, закончили днепровцы свой марш-маневр. С честью они прошли по рекам Европы и вместе с войсками 1-го Белорусского фронта дошли до Берлина, приумножив славу русских моряков. На руинах поверженной столицы в мае 1945-го рядом с овеянными боевой славой армейскими знаменами взвился и бело-голубой краснозвездный флаг Военно-Морского флота. Впервые в истории наши военные корабли бороздили воды Шпрее, а их героический боевой путь от Волги до Берлина стал самой яркой страницей исторической летописи Днепровской флотилии за два с лишним века.


Ночью, когда затихают шум и суета древнего, заново возрожденного из руин войны города, сюда, на берег Березины, к навечно брошенному (как говорят моряки) якорю, доносится тихий плеск речной волны. Когда-то этот звук ласкал слух влюбленных в водную стихию моряков Днепровской военной флотилии. Для многих из них вода стала последним домом. Ценой своих жизней они заплатили за то, чтобы дорогие их сердцу речные просторы в багровый цвет окрашивали только лучи солнца. Во имя нашего светлого мирного будущего здесь они «бросили свой якорь» и забвение бессильно перед священной памятью благодарных бобруйчан о подвиге моряков-днепровцев.

Завершая свой рассказ лишь о некоторых эпизодах истории Днепровской военной флотилии, выражаю огромную благодарность полковнику запаса Евгению Степановичу Вереничу (светлая ему память) за помощь в подготовке материала и предоставленные документы и фото из домашнего архива. Более тридцати лет назад по его инициативе и при самом активном личном участии в автотранспортном колледже (Евгений Степанович преподавал там военное дело) был создан военно-спортивный клуб «Днепровец».

Татьяна ЗОЛОТУХИНА (office@shinnik.by)

Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Единый день информирования населения (ЕДИ) Пятилетка качества День победы
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ...
Интересно знать: шоколад
Интересно знать: шоколад

Шоколад использовался в качестве денег во времена майя. В ход шли и фальшивые «деньги»: поддельные бобы лепились из глины.

В плитке шоколада содержится не меньше 50 мг кофеина. В чашке эспрессо столько же.

Дерево, на котором растут какао-бобы имеет научное название – «Еда богов».

Впервые какао было приготовлено на Ямайке в 1700 году.

Всеобщую известность приобрели три разновидности шоколада: темный, молочный и белый. Но есть еще один – белокурый. Он содержит 32% какао.

Насчитывается более 600 ароматов шоколада.

Годового урожая какао-бобов, собранного с одного дерева, хватит только на 10 шоколадных батончиков.

Производство шоколада – один из самых успешных проектов в мире. Известно, что оборот шоколадной промышленности составляет более 75 млрд долларов.

Самая дорогая шоколадка стоила 687 долларов. Шоколадный батончик Кэдбери был продан за огромную сумму, насчитывая на тот момент возраст более 100 лет.

Аромат шоколада положительно влияет на увеличение продаж. Журнал по изучению психологии установил связь между интенсивным запахом шоколада и ростом продаж в магазинах.

Несмотря на то, что какао впервые использовали в Центральной и Южной Америке более 4000 лет назад, почти 70% мирового какао-сырья произрастает сейчас в Африке. Кот-д’Ивуар является одним из крупнейших производителей какао, обеспечивая около 40% мировых поставок.

Время произрастания какао-деревьев может достигать 200 лет, но период плодоношения составляет всего лишь 25 лет.

Практические все какао-деревья находятся в пределах 20 градусов от экватора, причем 75% растут на расстоянии в 8 градусов с обеих сторон.

Шоколадное производство превратилось в такую гигантскую отрасль, что от 40 до 50 миллионов людей по всему миру заняты выращиванием и получением какао.

Люди, находящиеся в состоянии стресса потребляют на 55% больше шоколада, чем их не депрессивные знакомые.

Исследователи не обнаружили никакой связи между прыщиками и шоколадом.

Исследования показывают, что темный шоколад улучшает память, остроту внимания, скорость реакции и умение решать проблемы, за счет увеличения притока крови к мозгу.

Первое шоколадное печенье было изобретено в 1937 году.

В 2002 году была изготовлена самая большая коробка шоколада. В ней находилось более 90 тысяч конфет.

Первая механическая машина по производству шоколада была изготовлена в 1870 году.

Примерно 40% миндаля, произведенного в мире, идет на добавки для шоколадных изделий.

По материалам: candystor.ru


© «Шинник», 2015
Использование материалов разрешено только с размещением активной ссылки на наш сайт.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО