Работа в центральной заводской лаборатории, направленная на улучшение различных характеристик шин, не останавливается ни на минуту. Но в век высоких технологий важно уметь собрать в удобоваримом виде информацию, чтобы быстро и оперативно воспользоваться ею в рабочем процессе. Об этом рассказала заместитель начальника ЦЗЛ по заводам СКГШ и КГШ Татьяна Александровна ЯНКОВСКАЯ.
Что касается ЦМК шин ЗСКГШ, то со стороны ЦЗЛ были применены рецептурные изменения, и в конце 2021 года расширена сфера применения рецептуры протектора с характеристиками пониженного теплообразования. Целью этой работы было снизить температуру в шине при эксплуатации и, как следствие, избежать потери свойств материала. Данная рецептура разработана за счет подбора марки техуглерода и его количества, а стендовыми испытаниями шин подтверждены, зафиксированы стабильные результаты.
Как сказала моя собеседница, очень актуальным вопросом является обработка информации по эксплуатации шин, потому что это помогает оценить эффективность принимаемых решений по замене рецептуры. И сейчас ЦЗЛ работает над усовершенствованием базы информации по сверхкрупногабаритным шинам, где объединены данные по рецептурам и результатам ходимости. Эта работа проводится совместно с сотрудниками управления испытания шин, они направляют необходимую информацию, а ЦЗЛ использует свою информацию, которая имеется по рецептурам. Эта база в ЦЗЛ ведется с 2009 года, но сейчас, с введением новых информационных систем, ее делают более информативной и удобной в работе. Ведь без четкой статистики нельзя сделать конкретных выводов о результатах работы.
– Что касается рецептурных изменений по ЗСКГШ, то в этом плане мы работаем постоянно и неустанно, – подчеркнула Татьяна Александровна. – Так, к рецептурам протектора предъявляются очень большие требования, и они порой противоречат друг другу, и надо найти ту золотую середину, которая дала бы нам нужный эффект и результат в эксплуатации. Поэтому нет предела для совершенствования ходимости шин. Сейчас мы внесли определенные изменения и собираем всю информацию, чтобы проанализировать ее. Собирая базу данных, мы сможем в любой момент времени по конкретному номеру шины сказать, как она была изготовлена, с какими рецептурами, где она сейчас находится и какая у нее ходимость. Словом, информационные технологии позволяют проследить весь путь шины и ее состав.
Создание базы данных – кропотливый процесс, и эту работу мы проводим ежедневно. Мы все время совершенствуемся, вносим в рецептуру какие-то добавки, например, сейчас мы перешли на техуглерод другой марки. Перешли потому, что он дает более низкое теплообразование. Низкое теплообразование влечет за собой снижение температуры шины в эксплуатации. Ниже температура – ниже потеря свойств материала. Но это все нужно анализировать. Мы ждем информацию по шинам ЗСКГШ с различных карьеров, где проходят их испытания.
Безусловно, создание базы данных значительно ускорит работу по совершенствованию рецептур для улучшения эксплуатационных характеристик шин. В некотором роде – это высокотехнологичная «шпаргалка», которая всегда будет под рукой и значительно поможет в работе, ускорит ее.
Владимир ШЛОМАН (office@shinnik.by)
Фото автора.