Сверхсложные «болты» и «гайки» | Официальный сайт газеты "Шинник"
13:24
18.04.2025

официальный сайт
www.shinnik.by
Воскресенье, 29 Сентябрь 2013
Сверхсложные «болты» и «гайки»

Ветеран труда, прошедший путь от конструктора до главного инженера мехзавода, а нынче ведущий инженер-конструктор Анатолий Андреевич Дыба вздыхает:

Иногда от работников основного производства можно услышать обидное: «Что, мол, такое мехзавод? Болты да гайки делает…». А между тем – это уникальное производство. Таких заводов, как наш, на всей территории бывшего СССР всего раз – два и обчелся, потому что у нас в основном единичное и мелкосерийное производство. А зачастую мы работаем вообще «с листа», без подготовки, что требует очень высокой квалификации рабочих и руководителей.

И эти слова опытного специалиста не просто патриотизм по отношению к родному заводу. Так оно есть на самом деле. Когда-то с площадей этого подразделения начиналось ОАО «Белшина». Именно здесь размещался экспериментальный участок, на котором была собрана первая белорусская покрышка.

Сегодня коллектив завода активно участвует в масштабном техническом перевооружении, проводимом на «Белшине». Кроме специализированной помощи, завод выполняет заказы шинников, изготавливая по их заявкам технологическое оборудование и, в частности, по программе импортозамещения сборочные комплексы и запасные части к импортным линиям.

В 2004 году, учитывая конъюнктуру рынка, на «Белшине» было решено начать выпуск сельскохозяйственных покрышек нового модельного ряда, – говорит главный конструктор – начальник отдела главного конструктора механического завода Юрий Владимирович Булычев. – Для этого перед нами была поставлена задача разработать и изготовить сборочные станки, обеспечивающие высокую производительность и качество сборки покрышек. Специалисты завода с поставленной задачей справились, и на свет появился наш сборочный станок ССП-5. Основным разработчиком был Анатолий Андреевич Дыба. Он и его коллеги Владимир Владимирович Жук, Александр Сергеевич Мелешко, Александр Петрович Галахов, Александр Николаевич Кузнецов, Евгений Михайлович Березкин, Андрей Викторович Надежкин создавали также и все другие сборочные станки, и иное оборудование.

А время, как известно, на месте не стоит, рынок постоянно требует новые виды автомобильной и тракторной «обувки», и конструкторы шин вместе с коллегами с механического завода откликались и откликаются на эти вызовы. Вслед за первым самостоятельно разработанным и изготовленным сборочным станком, появился второй, третий, а также собственной разработки питатели для них. Один из станков был даже продан в Иран.

А затем уже, так сказать, в наши дни, специалисты мехзавода сконструировали и воплотили в металл сначала один, а затем и второй сборочные автоматизированные комплексы, оснащенные компьютерной системой управления. Причем программное обеспечение для них также наше. Правда, не «белшиновское», но белорусское. Его разработали в одном случае минские, а во втором – гомельские программисты.
Всего же за последние годы было создано восемь и переделано шесть сборочных станков, занятых в производстве завода КГШ.

И на заводе сверхкрупногабаритных шин также работают комплексы по сборке цельнометаллокордных шин с посадочным диаметром 27 и 33 дюймов, к которым, как говорится, приложили руку и ум конструкторы мехзавода. Изначально это оборудование было рассчитано на сборку шин диагональной конструкции, а бобруйчане его переделали для работы по технологии ЦМК шин. Вместо натяжителя изготовили манипулятор для посадки брекера, сделали станок для брекерных браслетов. Кстати, о масштабах проекта можно судить хотя бы по одному такому факту: размер манипулятора в высоту достигает трех метров. Только один этот комплекс стоит не одну сотню тысяч долларов, а их было переделано аж четыре.

Кстати, о деньгах. Стоимость технической документации иногда доходит до 70 процентов от стоимости готового изделия, но всегда ниже его. Так вот, например, техническая документация на импортный питатель стоит более 400 тысяч евро, и это только питатель – грубо говоря, часть сборочного комплекса. Можете представить себе, сколько же стоит сам комплекс и сколько миллионов долларов сэкономили «Белшине» белшиновские же конструкторы с механического завода.

Сегодня его изобретатели работают над модернизацией своей прежней разработки – станка ССП-6 – и адаптацией его для сборки нового «семейства» сельхозшин, в частности, моделей Бел-175, 244.

Кроме изготовления новых станков специалисты завода выполняют модернизацию старых голландских, немецких, словацких и «ниишинмашевских», оснащают их новой комплектацией. Например, современной системой управления или винтовые передачи переводят на шарико-винтовые, обладающие, во-первых, бесшумностью и точностью в работе, а во-вторых, позволяющие в два с половиной раза снижать мощность приводов, что дает значительную экономию электроэнергии.

Помню такой случай, – говорит заместитель главного конструктора-начальник бюро развития мехзавода Александр Петрович Брухтий, – несколько лет назад наш конструктор усовершенствовал устройство перфорации на импортной немецкой линии. Через какое-то время на «Белшину» по другим делам приехали инженеры с завода-изготовителя этой линии, и поинтересовались работой своего комплекса. Увидев нашу разработку и понаблюдав, как она работает, они обратились к нам с просьбой разрешить им использовать ее у себя…

Кстати, и сейчас мы получаем заявки и техзадания на модернизацию даже самых суперсовременных новых сборочных линий, прежде всего в области охраны труда. Тем более, что наши белорусские нормы и правила охраны труда намного жестче мировых.

А месяц назад конструкторы получили новое техническое задание на проектирование сборочного комплекса для изготовления целой линейки из одиннадцати типоразмеров шин с посадочным диаметром 15 –16,5 дюймов. Такие шины используются на импортных погрузчиках типа японской «Тошибы» и пользуются большим спросом не только в Беларуси, но и во всем мире. До конца года конструкторская документация на этот новый сборочный комплекс должна быть разработана.

Чтобы избежать лишних согласований, на мехзаводе недавно прошла реорганизация. Отделы механизации и автоматизации и конструкторский объединили в один, – говорит Юрий Владимирович Булычев. – Сейчас предстоит новый отдел укомплектовать компьютерной техникой, современными программами графического 3D моделирования, что позволит не только в разы сократить время проектирования изделий, но и повысит качество разработок. Даст возможность инженерам создавать банк данных и компьютерный архив разработок, позволит больше времени работать с технической литературой и активнее вести поиск информации на просторах Интернета. Но этот вопрос пока не решен до конца.

Для того, чтобы на равных конкурировать с мировыми брендами, надо чтобы станочный парк завода был, как говорится, на высоте, ведь «нарисовать» конструктор может что угодно, а вот как и на чем воплотить задуманное в металл, – это уже вопрос технической оснащенности производства.

И мы этому уделяем большое внимание, – соглашается заместитель главного инженера завода по техническому развитию Евгений Геннадьевич Шумский. – Недавно закупили обрабатывающие центры с ЧПУ, которые выполняют и токарную, и фрезерную обработку с микронными допусками. В планах на ближайшее время значится закупка еще целой гаммы современных станков и обрабатывающих центров.

Техническое перевооружение «Белшины» – долгосрочный и дорогостоящий проект, затрагивающий практически все заводы и структурные подразделения. Вместо морально и физически устаревшего оборудования закупаются современные импортные линии, станки и механизмы. Вклад коллектива механического завода в эту масштабную модернизацию – по сути лишь капля в море. Но капля весомая и дорогая. Ведь на заводе собственными силами, экономя немалые валютные средства, создают то, что не всегда могут сделать за рубежом или то, что не выгодно покупать за «семью морями». В любом случае счет идет на многие миллионы сэкономленных евро и долларов.

Валерий ЗИНОВСКИЙ.

Фото Игоря ДРАПЕЗЫ.

Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Единый день информирования населения (ЕДИ) Пятилетка качества День победы
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ...
Интересно знать: аисты
Интересно знать: аисты

В мире существует 7 видов аистов.

Спят они стоя на одной ноге.

Самые крупные аисты – белые. Размах их крыльев – до 2 метров, рост – 120 см, масса – 4 кг.

Во время сезонных миграций аисты обычно поднимаются на высоту 2000-3000 м, преодолевают расстояние до 8-10 тыс. км.

Аисты пользуются одним и тем же гнездом из поколения в поколение. Возраст самого старого из обследованных – 381 год.

Все аисты – хищники, они питаются лягушками, ящерицами и прочими земноводными и пресмыкающимися.

Самые крупные гнезда – до 160 см в диаметре и массой 250 кг – строят белые аисты.

Яйца эти птицы высиживают по очереди: самец днем, а самка по ночам.

Птенцы аистов начинают делать свои первые робкие попытки к полету, когда им исполняется 50-60 дней.

В христианской мифологии аисты считаются символом света и добра, так как они уничтожают змей, которые символизируют зло.

В полете аисты способны совершать до 120 взмахов крыльев в минуту, развивая горизонтальную скорость до 45 км/ч. Это не очень много, но в таком темпе они могут лететь много часов, не уставая и не снижая скорости.

Средняя продолжительность жизни этих птиц – около 20 лет.

В жаркую погоду аисты обливают своих птенцов водой, чтобы те не перегрелись. Воду они таскают в клюве.

В настоящее время только белым аистам ничего не угрожает, в мире насчитывается около 300 тысяч особей. Все остальные виды находятся под угрозой полного исчезновения.

Ученые ориентируются на аистов в вопросах экологии. Эти птицы очень чувствительны к загрязнению окружающей среды, но, если они кормятся на каком-то водоеме, значит, вода там достаточно чистая.

По материалам faktrus.ru


© «Шинник», 2015
Использование материалов разрешено только с размещением активной ссылки на наш сайт.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО