Сверхсложные «болты» и «гайки» | Официальный сайт газеты "Шинник"
14:50
26.08.2025

официальный сайт
www.shinnik.by
Воскресенье, 29 Сентябрь 2013
Сверхсложные «болты» и «гайки»

Ветеран труда, прошедший путь от конструктора до главного инженера мехзавода, а нынче ведущий инженер-конструктор Анатолий Андреевич Дыба вздыхает:

Иногда от работников основного производства можно услышать обидное: «Что, мол, такое мехзавод? Болты да гайки делает…». А между тем – это уникальное производство. Таких заводов, как наш, на всей территории бывшего СССР всего раз – два и обчелся, потому что у нас в основном единичное и мелкосерийное производство. А зачастую мы работаем вообще «с листа», без подготовки, что требует очень высокой квалификации рабочих и руководителей.

И эти слова опытного специалиста не просто патриотизм по отношению к родному заводу. Так оно есть на самом деле. Когда-то с площадей этого подразделения начиналось ОАО «Белшина». Именно здесь размещался экспериментальный участок, на котором была собрана первая белорусская покрышка.

Сегодня коллектив завода активно участвует в масштабном техническом перевооружении, проводимом на «Белшине». Кроме специализированной помощи, завод выполняет заказы шинников, изготавливая по их заявкам технологическое оборудование и, в частности, по программе импортозамещения сборочные комплексы и запасные части к импортным линиям.

В 2004 году, учитывая конъюнктуру рынка, на «Белшине» было решено начать выпуск сельскохозяйственных покрышек нового модельного ряда, – говорит главный конструктор – начальник отдела главного конструктора механического завода Юрий Владимирович Булычев. – Для этого перед нами была поставлена задача разработать и изготовить сборочные станки, обеспечивающие высокую производительность и качество сборки покрышек. Специалисты завода с поставленной задачей справились, и на свет появился наш сборочный станок ССП-5. Основным разработчиком был Анатолий Андреевич Дыба. Он и его коллеги Владимир Владимирович Жук, Александр Сергеевич Мелешко, Александр Петрович Галахов, Александр Николаевич Кузнецов, Евгений Михайлович Березкин, Андрей Викторович Надежкин создавали также и все другие сборочные станки, и иное оборудование.

А время, как известно, на месте не стоит, рынок постоянно требует новые виды автомобильной и тракторной «обувки», и конструкторы шин вместе с коллегами с механического завода откликались и откликаются на эти вызовы. Вслед за первым самостоятельно разработанным и изготовленным сборочным станком, появился второй, третий, а также собственной разработки питатели для них. Один из станков был даже продан в Иран.

А затем уже, так сказать, в наши дни, специалисты мехзавода сконструировали и воплотили в металл сначала один, а затем и второй сборочные автоматизированные комплексы, оснащенные компьютерной системой управления. Причем программное обеспечение для них также наше. Правда, не «белшиновское», но белорусское. Его разработали в одном случае минские, а во втором – гомельские программисты.
Всего же за последние годы было создано восемь и переделано шесть сборочных станков, занятых в производстве завода КГШ.

И на заводе сверхкрупногабаритных шин также работают комплексы по сборке цельнометаллокордных шин с посадочным диаметром 27 и 33 дюймов, к которым, как говорится, приложили руку и ум конструкторы мехзавода. Изначально это оборудование было рассчитано на сборку шин диагональной конструкции, а бобруйчане его переделали для работы по технологии ЦМК шин. Вместо натяжителя изготовили манипулятор для посадки брекера, сделали станок для брекерных браслетов. Кстати, о масштабах проекта можно судить хотя бы по одному такому факту: размер манипулятора в высоту достигает трех метров. Только один этот комплекс стоит не одну сотню тысяч долларов, а их было переделано аж четыре.

Кстати, о деньгах. Стоимость технической документации иногда доходит до 70 процентов от стоимости готового изделия, но всегда ниже его. Так вот, например, техническая документация на импортный питатель стоит более 400 тысяч евро, и это только питатель – грубо говоря, часть сборочного комплекса. Можете представить себе, сколько же стоит сам комплекс и сколько миллионов долларов сэкономили «Белшине» белшиновские же конструкторы с механического завода.

Сегодня его изобретатели работают над модернизацией своей прежней разработки – станка ССП-6 – и адаптацией его для сборки нового «семейства» сельхозшин, в частности, моделей Бел-175, 244.

Кроме изготовления новых станков специалисты завода выполняют модернизацию старых голландских, немецких, словацких и «ниишинмашевских», оснащают их новой комплектацией. Например, современной системой управления или винтовые передачи переводят на шарико-винтовые, обладающие, во-первых, бесшумностью и точностью в работе, а во-вторых, позволяющие в два с половиной раза снижать мощность приводов, что дает значительную экономию электроэнергии.

Помню такой случай, – говорит заместитель главного конструктора-начальник бюро развития мехзавода Александр Петрович Брухтий, – несколько лет назад наш конструктор усовершенствовал устройство перфорации на импортной немецкой линии. Через какое-то время на «Белшину» по другим делам приехали инженеры с завода-изготовителя этой линии, и поинтересовались работой своего комплекса. Увидев нашу разработку и понаблюдав, как она работает, они обратились к нам с просьбой разрешить им использовать ее у себя…

Кстати, и сейчас мы получаем заявки и техзадания на модернизацию даже самых суперсовременных новых сборочных линий, прежде всего в области охраны труда. Тем более, что наши белорусские нормы и правила охраны труда намного жестче мировых.

А месяц назад конструкторы получили новое техническое задание на проектирование сборочного комплекса для изготовления целой линейки из одиннадцати типоразмеров шин с посадочным диаметром 15 –16,5 дюймов. Такие шины используются на импортных погрузчиках типа японской «Тошибы» и пользуются большим спросом не только в Беларуси, но и во всем мире. До конца года конструкторская документация на этот новый сборочный комплекс должна быть разработана.

Чтобы избежать лишних согласований, на мехзаводе недавно прошла реорганизация. Отделы механизации и автоматизации и конструкторский объединили в один, – говорит Юрий Владимирович Булычев. – Сейчас предстоит новый отдел укомплектовать компьютерной техникой, современными программами графического 3D моделирования, что позволит не только в разы сократить время проектирования изделий, но и повысит качество разработок. Даст возможность инженерам создавать банк данных и компьютерный архив разработок, позволит больше времени работать с технической литературой и активнее вести поиск информации на просторах Интернета. Но этот вопрос пока не решен до конца.

Для того, чтобы на равных конкурировать с мировыми брендами, надо чтобы станочный парк завода был, как говорится, на высоте, ведь «нарисовать» конструктор может что угодно, а вот как и на чем воплотить задуманное в металл, – это уже вопрос технической оснащенности производства.

И мы этому уделяем большое внимание, – соглашается заместитель главного инженера завода по техническому развитию Евгений Геннадьевич Шумский. – Недавно закупили обрабатывающие центры с ЧПУ, которые выполняют и токарную, и фрезерную обработку с микронными допусками. В планах на ближайшее время значится закупка еще целой гаммы современных станков и обрабатывающих центров.

Техническое перевооружение «Белшины» – долгосрочный и дорогостоящий проект, затрагивающий практически все заводы и структурные подразделения. Вместо морально и физически устаревшего оборудования закупаются современные импортные линии, станки и механизмы. Вклад коллектива механического завода в эту масштабную модернизацию – по сути лишь капля в море. Но капля весомая и дорогая. Ведь на заводе собственными силами, экономя немалые валютные средства, создают то, что не всегда могут сделать за рубежом или то, что не выгодно покупать за «семью морями». В любом случае счет идет на многие миллионы сэкономленных евро и долларов.

Валерий ЗИНОВСКИЙ.

Фото Игоря ДРАПЕЗЫ.

Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Единый день информирования населения (ЕДИ) Пятилетка качества День победы
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ...
Интересно знать: кометы
Интересно знать: кометы

Кометы появились вместе с возникновением Солнечной системы четыре с половиной миллиарда лет назад.

Все наблюдаемые в Солнечной системе кометы обращаются вокруг Солнца по очень вытянутым орбитам.

У комет обычно два хвоста. Первый, пылевой, второй состоит из газов.

Хвост кометы может простираться очень далеко. Например, у кометы Хиякутаке длина хвоста составляла около 580 миллионов километров.

Как и астероиды, кометы движутся со скоростью 20 километров в секунду.

Чем дальше от Солнца, тем больше комета представляет собой обыкновенную каменную глыбу.

Центральная часть кометы представлена каменным ядром. Оно составляет до 90 процентов ее массы.

Существует множество комет. Самая маленькая из них имеет ядро диаметром шестнадцать километров, самая крупная – сорок.

В настоящее время обнаружено около четырех тысяч комет, но в окружающем нашу систему за Поясом Койпера в Облаке Оорта их может находиться около триллиона.

До сих пор точно неизвестно, откуда берутся кометы. Одна из самых популярных теорий гласит, что кометы образовались из остатков вещества во времена формирования Солнечной системы.

Пыль и другие частицы, выделяемые кометой при нагревании, оседают на ее орбиту. Если Земля (или другая планета) в этот момент пересекает орбиту кометы, то эти частицы падают на планету в качестве метеоритного дождя.

В начале XX века в небе можно было невооруженным взглядом наблюдать яркий хвост кометы Галлея.

Первое упоминание о комете Галлея зафиксировано в 240 году до нашей эры в китайских хрониках.

Комета Галлея периодически посещает Солнечную систему. Она заходит в пределы Солнечной системы каждые 76 лет.

Юпитер для Земли играет роль своеобразного щита – его мощная гравитация притягивает кометы и астероиды, некоторые из которых в результате попадают в его атмосферу и сгорают.

Все кометы различаются по цвету. Чем моложе комета, тем больше льда содержится в ее ядре. Поэтому новые кометы отличаются голубоватым оттенком.

Как только комета начинает совершать циклы вокруг Солнца, льда в ядре становится все меньше и меньше, и комета желтеет.

По материалам Общенет


© «Шинник», 2015
Использование материалов разрешено только с размещением активной ссылки на наш сайт.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО