Три пенсионера, бывшие работники ОАО «Белшина» Виктор Царик, Константин Сердюк и Виктор Панченко, который, правда, еще работает, решили в сентябре позагорать на солнышке. Известно, что сентябрь в Краснодарском крае – «бархатный сезон». И вот, взвесив разные варианты и учитывая, что у каждого за плечами большой туристский опыт, троица пришла к единому мнению – ехать на велосипедах вдоль берега Азовского моря. Упаковали рюкзаки, велосипеды и на поезд до Таганрога.
На место поезд прибыл в 23 часа с минутами, то ли спать ложиться, то ли велосипеды собирать? Работники станции удивились: «Таких, как вы, у нас никогда не было!», и разрешили ночевать в спальниках на туристских ковриках.
Первые два дня нас подгоняло незабываемое ощущение полета: ветер дует, как говорят туристы, «в хвост», легко делаем по семьдесят километров в день, на спусках велосипедный компьютер показывает сорок километров в час. На третий день из приемника узнаем, что по всему району объявлено штормовое предупреждение. Мы невнимательно отнеслись к сообщению – на всех морях бывают шторма. И под вечер в Бердянске ищем место для ночевки. В береговом парке много народа, дымят мангалы, играют дети, гуляют парочки. И вдруг сильнейший ветер и ливень буквально выметают людей из парка. Мы едва успеваем поставить палатку и спрятаться от дождя. Спасибо турклубу «Родина» за то, что снабдил нас надежным снаряжением.
Для туриста непогода на маршруте – нормальное явление. Но после ночного шторма неожиданно ветер поменял направление, и мы ощутили что такое «дорога в гору, а ветер в лицо». Многокилометровые подъемы-тягуны одолеваем на самой малой передаче, а у перевала вообще идем пешком, ведя железного коня за руль.
Еще в Бобруйске мы планировали вдоволь поесть свежей морской рыбы. Штормовая волна разметала лодки, но отчаюги-рыбаки выходили в море. Нам доводилось пробовать знаменитое японское «суши», но поджаренный в муке азовский бычок ничуть не уступит восточному деликатесу. Кефаль на сковородке просто плавает в собственном жиру, а серебристый морской судак вообще необыкновенно вкусен.
Поля от горизонта засеяны подсолнечником до самой дороги. Местные жители рассказывали, что еще в девяностые годы землю поделили между колхозниками, каждому досталось по семь гектаров. Образовались артели по обработке земли. Если не хочешь или не можешь работать, получаешь проценты от использования твоего участка. Практически в каждом дворе в деревне держат кур, гусей и коров.
По дороге нас обгоняют большегрузы из Дании с огромными цилиндрами. Оказалось, недалеко идет строительство ветропарка «Приазовский», и на горизонте мы видели ажурные вышки ветряных электростанций с медленно вращающимися лопастями.
За все время семисоткилометрового пробега мы не увидели ни одного милиционера. Напрасно крутили головами в городах, на вокзалах, станциях и перекрестках – их нигде не было. На вокзалах своя охрана, пьяницу или хулигана выставят мгновенно, а составлять протокол и штрафовать не имеют права.
Что касается дорог, то они не лучше, чем в России. Мало указателей, нет километровых столбов и ориентироваться трудно. Выручает лишь общение с местными. Из происшествий самыми надоедливыми были проколы покрышек: шесть за десять дней – это очень много. За три дня до окончания похода Виктор Панченко, пытаясь обойти «жигуленка», поскользнулся на гранулах асфальта, и мы с ужасом наблюдаем голова-ноги-голова-ноги и велосипед. Мгновенная мысль, что поход закончен, но он встает, отряхивается и садится в седло.
Конец маршрута, город Мелитополь. На вокзале пакуем рюкзаки, велосипеды и домой.
Константин СЕРДЮК, член турклуба «Родина».