Это о них песня, о дальнобойщиках: «А дорога серою лентою вьется…». В преддверии профессионального праздника мы посетили УТП «БелшинаТранс» и пообщались с представителями разных поколений водителей большегрузов Анатолием ПОЛЯНСКИМ (41 год опыта) и Алексеем САФНЮКОМ (на «БелшинаТранс» с 1 февраля).
На вопрос о том, почему выбрали эту профессию, Анатолий Полянский отвечает без долгих раздумий:
– Я думаю, один человек рождается водителем, другой художником, а третий директором. Это действительно что-то врожденное, – говорит Анатолий. – Я родом из Чечевич, у нас там протекает Друть, и мама всегда говорила мне иди, погуляй, искупайся, а я с 4 класса работал помощником комбайнера, и мне очень нравилась эта работа.
– А бывает такое, – интересуюсь, – что чего-то не хватает в рейсах, о чем-то скучаете?
– Скучаю, когда нет работы, а когда работаю, душа радуется. Когда только решил стать дальнобойщиком, дома был скандал. Жена поставила вопрос, так сказать, ребром: или она, или работа. Я выбрал работу, но через месяц, после первой получки, мы пришли к взаимопониманию, – смеется Анатолий.
За 41 год работы за рулем Анатолий уже с одного взгляда может оценить водителя по его автомобилю.
– Если машина ржавая, не ухоженная, то и впечатление о водителе складывается соответствующее.
– Водитель в каком-то смысле вольная птица: он не привязан к офису, а как в УТП контролируют передвижение и местонахождение водителей и грузов? – спрашиваю у директора предприятия А.В.Шнека.
– С этим у нас нет проблем, – улыбается Александр Владимирович и открывает в смартфоне специальное приложение. – Здесь можно посмотреть историю работы каждого водителя. У всех есть именной чип, выданный транспортной инспекцией. Чип записывает сколько водитель проехал, сколько был на отстое. Соблюдение режима труда и отдыха – главное правило для всех наших водителей, потому что, во-первых, это их безопасность и здоровье, а, во-вторых, при нарушении – большие штрафные санкции.
В разговор вступил Владимир Гецман, в транспортной сфере он с 80-го года. Когда в Бобруйске только начали развиваться международные перевозки, Владимир Павлович был в числе первопроходцев.
– Раньше требования к водителям были более строгими, – вспоминает он. – Только с 21 года можно было стать водителем большегрузного автомобиля. Водители проходили курсы, изучали иностранный язык. Были и курьезы, выучит водитель самые популярные фразы, спросит, а что ему ответили – не понимает. Сейчас практически у каждого водителя под рукой разговорник, да и мобильные телефоны облегчили языковой барьер.
В завершение нашей беседы «новобранец» «БелшинаТранса» Алексей Сафнюк дал свою характеристику водительскому труду:
– До этого я работал водителем в минской фирме и три года в Польше. Много где побывал, самые дальние поездки у меня были в Казахстан и Монголию. В рейс шли всегда по одному, так что помощи ждать было не от кого. В общем, у меня тоже есть какой-то опыт, и опираясь на него, скажу о качествах характера водителя: самое важное всегда и везде оставаться человечным. В дороге может случиться все, что угодно. И я всегда стараюсь помочь другим, да и мне часто помогали: наверное, срабатывает принцип бумеранга. Основной минус работы дальнобойщика в том, что подолгу не видишь семью.
В работе на «БелшинаТранс» мне нравится стабильность: я набираюсь водительского опыта и стажа, у нас без задержек выплачивается зарплата, и, думаю, она будет расти. И еще – я больше времени провожу с семьей. А у меня трое детей 2014, 2015 и 2016 годов рождения, и хочется быть чаще дома, чтобы помогать жене и видеть, как растут дети…
Итог разговора подвел Александр Владимирович.
– Хочу поздравить всех причастных к этому празднику. Дорога – это всегда неизвестность, романтика, открытие. Хочу пожелать успеха на дороге и всех благ.
Евгения ВИННИК (office@shinnik.by)
Фото Натальи АСТАШЕВИЧ.