После развала СССР закрылись Днепропетровский и Московский отраслевые НИИ, разрабатывавшие шины, и «Белшина» осталась без научно-технической базы. Нам самим пришлось буквально по крупицам, используя собственные разработки, создавать новые технологии и типоразмеры шин. Подробнее об этом рассказывает начальник НТО ИТЦ Светлана Сергеевна ВОРОНОВА:
– В феврале 1997 года на «Белшине» было создано специальное конструкторское подразделение, ставшее в 2005 году управлением проектирования и конструирования шин.
Основным стратегическим направлением его деятельности является обновление ассортимента продукции «Белшины», и укомплектовано оно инженерно-техническими специалистами из числа наиболее грамотных и компетентных работников, имеющих глубокие знания по специальности и большой производственный опыт, а также молодыми специалистами, пришедшими на предприятие по окончании вузов.
За последние годы специалистами УПКШ ИТЦ разработано 289 технических проектов на новые шины, 157 из которых поставлены на серийное производство. Оперативный и своевременный выпуск новых шин позволяет предприятию осваивать новые рынки сбыта и выходить на них с востребованной продукцией.
– Какую помощь шинникам оказывают ученые нашей страны?
– Мы тесно сотрудничаем с научными кадрами. При создании и постановке на производство наших новых шин, предприятие заключает договора с научными организациями Национальной академии наук и Министерства образования по совместному сотрудничеству на проведение работ по актуальной тематике нашей центральной заводской лаборатории и УПКШ. В частности, тесно сотрудничаем с институтом механики металлополимерных систем им. В.А. Белого академии наук Беларуси по гибридными наполнителям, включающим наночастицы, вводимые из концентратов, для улучшения технических характеристик шин. В результате проведенных совместных работ изучено влияние наноглин на барьерные свойства гермослоя.
Следует также отметить еще один значимый проект, реализуемый совместно специалистами отдела расчетных исследований механики шин ИТЦ и объединенным институтом проблем информатики НАН Беларуси. Это разработка и внедрение суперкомпьютерной технологии связанного расчета температурных полей и напряженно-деформированного состояния шины при стационарном и динамическом качении с учетом свойств резинокордных материалов. Название проекта мудреное и не всем понятное, но его реализация позволит еще на стадии разработки проекта шин улучшить их выходные характеристики, а также существенно сэкономить средства предприятия за счет уменьшения количества стендовых испытаний шин.
Нельзя не сказать о нашем сотрудничестве с профильным университетом – БГТУ. Он не только готовит специалистов для «Белшины», но и проводит для нас научно-исследовательские работы по различным направлениям. Ежегодно мы заключаем с учеными этого вуза от трех до пяти договоров на исследования.
Сотрудничаем мы также и с иностранными консалтинговыми компаниями.
– То есть научное сотрудничество не ограничивается границами нашего государства?
– Да, у нас тесные связи с компаниями Германии, Словакии, России. Так, сейчас с одной компанией реализуем договор по оказанию услуг по отработке и усовершенствованию технологии изготовления сверхкрупногабаритных ЦМК шин. И это только один из множества примеров сотрудничества.
В преддверии Дня белорусской науки хотелось бы поздравить всех, кто связан с научной деятельностью и опытно-конструкторскими работами, и пожелать успехов в их непростом, но очень нужном и важном деле.
Аванес СТЕПАНЯН (avanes.stepanyan@yandex.ru)
Фото Игоря ДРАПЕЗЫ.