Если бы в ОАО «Белшина» проводилось соревнование на звание самой спортивной профессии, то таковой стала бы или, по крайне мере, вошла бы в тройку, профессия перезарядчика сборочных станков. В этом я убедился, проведя одну смену с перезарядчиком сборочного цеха №3 ЗМШ Игорем Ивановичем ТАРА.
Итак, мы в сборочном цехе №3 ЗМШ. Началась вторая смена. Перезарядчик движется с немалой скоростью от одного картриджа – техническое устройство на колесах, в котором стоит кассета с тем или иным полуфабрикатом, – к другому. Вроде я систематически тренируюсь, но ловлю себя на мысли, что попросту не успеваю за перезарядчиком. А ведь Игорю Ивановичу далеко не 18 лет, и на «Белшине» его трудовой стаж подбирается к 30 годам, а если быть точным, 27 лет он трудится перезарядчиком.
Все наши разговоры с Игорем Ивановичем проходят по ходу движения, и мне нужно успевать не только за стремительными перемещениями, но и за смыслом сказанного моим сверхбыстрым собеседником.
– Чтобы вы понимали, перезарядчик обеспечивает полуфабрикатами сборочные станки, – поясняет И.И.Тара, – без нашей работы сборщики ничего не смогут сделать. Я обслуживаю один сборочный комплекс плюс половину второго. Сейчас я работаю с семью различными полуфабрикатами. Три на первой стадии – боковины, гермослой, слой каркаса и на второй – первый и второй слои металлокорда, экранирующий слой и протектор.
– Значит, вас можно сравнить с подносчиками снарядов? – почти на бегу спрашиваю я.
– Точнее не скажешь, – кивает головой мой собеседник.
Игорь Иванович стремительно подходит к одному из нескольких картриджей (точно такой же стоит в сборочном комплексе), окружающих его со всех сторон, и по ходу работы поясняет:
– Гермослоя осталось всего на полчаса работы, поэтому я запитываю картридж новым гермослоем или говоря на нашем сленге, «перезаряжаю». А еще мы говорим между собой не перезарядчик, а питальщиик.
Работа перезарядчика, как было сказано выше, – это комплексное упражнение из быстрой, на грани бега, ходьбы не менее 10 километров за смену, с попутным поднятием тяжестей. Так, пустая шпуля гермослоя весит 19,5 килограмма плюс 50 килограммов прокладки. Итого – почти 70 килограммов. Этот вес нужно снять с картриджа и положить на стол. И таких «упражнений» за смену необходимо выполнить очень много. Не удивительно, что мой собеседник стройный и подтянутый человек, который, если можно так сказать, занимается физкультурой прямо на рабочем месте. Плюс к этому работать «на автомате», как могут подумать некоторые, не получится, нужно «включать голову», дабы не делать лишних движений и везде поспевать.
– У нас все нужно делать вовремя, чтобы не было запарки во время смены, – рассказывает на ходу Игорь Иванович, – сейчас я запитал слой каркаса, вскоре закончится на сборочном станке гермослой. Его осталось примерно на 10 шин, а это примерно 8 минут работы сборщику. Поэтому мне нужно запитывать гермослой. В нашей работе следует быть очень внимательным, чтобы не перепутать протектор для разного типоразмера шин. Сборщик может не обратить внимания, и пойдет брак. На картриджах вы можете видеть паспорта (листок бумаги с маркировкой). Вот написано: 264 ВАЗ, гермослой, – указывает мой собеседник. – И я знаю, для какого типоразмера шин он предназначен. Словом, нужно скрупулезно просчитывать каждый свой шаг. А поскольку работа у нас сдельная, то надо стараться сделать все быстро и точно, чтобы сборщик ни минуты не простаивал.
А еще мой собеседник по ходу движения успевает нажимать на кнопки пультов, которыми, к примеру, регулируется длина металлокорда. Новые станки значительно упростили работу.
– Раньше было больше физической работы, меньше кнопок, и только два полуфабриката запитывали, – вспоминает Игорь Иванович.
Я обратил внимание, что мой собеседник проводит рукой по некоторым полуфабрикатам. Оказалось, что это не магия, а просто за много лет работы вырабатываются тактильные ощущения на некоторые полуфабрикаты, и в принципе перезарядчик без паспорта на тот или иной полуфабрикат может определить что и куда ставить.
Понаблюдав за работой опытного перезарядчика, коим является Игорь Иванович, я пришел к выводу, что работа эта одинаково сложная и необходимая для изготовления шин.
Владимир ШЛОМАН (office@shinnik.by)
Фото автора.