Одним из символичных событий 2024 года, объявленного в Беларуси Годом качества, стало учреждение в нашей стране Государственного знака качества.
Мы уже сообщали, что в числе заявок, поданных белорусскими производителями на присвоение Знака качества, присутствует и заявка «Белшины»: наше предприятие выдвинуло в качестве соискателей 15 образцов своей продукции. В конце июля завершилось народное онлайн-голосование, которое должно определить фаворитов по показателю эстетичности (надеемся, все успели принять в нем участие). Соблюдение остальных показателей проверят компетентные органы, а вердикт вынесет Республиканская аттестационная комиссия, созданная на базе Совета Министров. Результаты будут оглашены в конце года.
Для «Белшины» подобная процедура – рестарт традиций или, если угодно, возвращение к истокам. В 1967 году в СССР был утвержден Государственный Знак качества. И уже спустя восемь лет узнаваемый старшим поколением пятиугольник красовался на шинах, выпущенных в Бобруйске.
Наглядное тому подтверждение – фото вместе с подписью под ним: «Первая продукция объединения (ПО «Бобруйскшина»), удостоенная Государственного знака качества». На каждой из трех шин явственно виден тот самый Знак.
Альбом с ретро-фотографиями, который предоставили нам работники технического управления Общества, датирован 1980 годом. Но есть основания утверждать, что фото было сделано раньше, что подтверждается еще одним черно-белым фотоснимком. На нем, как свидетельствует подпись, инженер по нормированию комсомолка Валентина Кругаль представляет продукцию предприятия, удостоенную заветного Знака. Шина за спиной Валентины Кругаль – одна из трех, изображенных на фото №1. При этом нам известна точная дата «рождения» фото №2 – 27 мая 1976 года.
Какие же шины «Белшины» стали первыми «носителями» Знака качества? Мы внимательно рассмотрели фото вместе со специалистами УПКШ.
Самая маленькая из «качественной» тройки – шина 21.3-24 модели ИЯВ-79. Такой комплектовали дорожно-строительные машины.
Самая большая шина – 21.00-33 модели ВФ-166А – призвана работать в тандеме с карьерными самосвалами БелАЗ грузоподъемностью до 42 тонн.
Наконец, средняя «сестра» – шина 18.00-25 модели ВФ-76Б – применяется для карьерных самосвалов БелАЗ грузоподъемностью до 30 тонн. Самое интересное: эта шина выпускается на предприятии по сей день (правда, к названию модели добавлена литера М, означающая «модернизированная»). Вот уж поистине – качество, проверенное временем.
А документальное подтверждение факта присвоения первой продукции ПО «Бобруйскшина» (ныне ОАО «Белшина») Знака качества СССР, а также даты этого события, нам предоставила подшивка газеты «За ударный труд» (так ранее именовалось нынешнее корпоративное издание «Белшины» – «Шинник»). На передовице номера за 6 сентября 1975 года размещена публикация под заголовком «Со знаком качества». Текст стартует с констатации факта: «Около двух месяцев назад государственная аттестационная комиссия подписала акт о присвоении шинам размера 570-838 (21.00-33), 500-636 (18.00-25) 530-610 (21.3-24), предназначенных для БелАЗов 548 и 540 и для комбайна «Нива», выпускаемого «Ростсельмашем», государственного Знака качества».
Финальный абзац статьи содержит утверждение, получившее в настоящий момент дополнительную актуальность: «Сейчас белорусские шинники борются за присвоение Государственного знака качества шинам других размеров».
Андрей ЧИЖИК
Фото предоставила Юлия АДАМОВИЧ и из архива газеты «Шинник»