Водитель автомашины УТП «БелшинаТранс» Олег КАПИТОНОВ рассказал о самых трудных дорогах, которые ему довелось преодолеть, тех, что пролегали через скалистые горы и узкие долины, пустыни и перевалы.
В Советскую Армию Олега призвали в ноябре 1987 года. Молодому человеку, окончившему училище по специальности «автослесарь» и имеющему небольшой стаж работы водителем, было предписано продолжить работу за баранкой, только уже в форме. Что означает отметка «команда 20А», проставленная в военном билете, новобранцы, разумеется, не знали (литера А определяла местом службы пылающий Афганистан).
Но тогда в поезде, который отправился из белорусского города Борисов в дальний путь, парням никто не сообщил конечную точку маршрута.
– Сопровождающие поначалу говорили кратко: «Будете служить за границей». Некоторые предполагали, что поедем в ГДР. Лишь через пару дней, определив по названию станций, что поезд идет в Среднюю Азию, к южным границам СССР, догадались… Трое, помню, где-то в степях спрыгнули с поезда.
Полгода Олег Капитонов проходил подготовку в учебном центре в городе Иолотань, близился уже день отправки в Афганистан, но неожиданно пришел приказ о расформировании центра. Олег и его сослуживцы подумали было: к счастью, не судьба им отправиться на войну. Но оказалось, это был не финал, а лишь начало афганской эпопеи.
Три месяца он прослужил в Украине, в Житомире. Там его и застал новый приказ: бойцам, прошедшим подготовку в учебных центрах, прибыть обратно в Туркмению. Следующей точкой на карте этого большого вояжа был город Шинданд на западе Афганистана.
Службу Олег проходил в автомобильном батальоне. Кабул, Кандагар, Герат – ему довелось воочию изучить топонимику опаленной войной страны, преодолеть многие тысячи километров дорог, не раз побывать под огнем. И знать: близится уже день, когда будет дана команда «Домой».
– Еще осенью 1988-го все наши солдаты уже уверенно говорили: скоро все завершится. Но когда точно настанет тот самый день, было неизвестно. Наша часть и вовсе покинула Афганистан одной из последних. Тех ребят, кто не был закреплен за техникой, отправили в Союз чуть раньше, самолетами. Остальные следовали к границе своим ходом, в составе колонн.
10 февраля мы перебрались из Шинданда в Герат. Ехали не в тишине – по нашим колоннам то и дело постреливали. Чтобы обеспечить безопасность, на обочине дорог через каждые полкилометра стояли танки или артиллерия. Когда ехали через перевал, из кишлака в полукилометре от дороги по колонне был открыт огонь. Ответный залп его быстро подавил: пыль осела и будто бы не было тут минуту назад кишлака...
Утром 11 февраля в Герате перед нами выступил командир части. Выступление исключительно по делу: приказ всем сдать боеприпасы и в целом вещи, запрещенные к ввозу в СССР. Вот и все прощание…
Из Афганистана часть выдвинулась в Кушку, самую южную точку СССР. Здесь Олег Капитонов завершил свою службу.
– Кушка еще ничего. Некоторых наших ребят на Север отправили, мы еще шутили над ними: отличная, мол, у вас выходит акклиматизация.
Вернувшись домой в Бобруйск, Олег долгое время служил в УВД Бобруйского горисполкома, после выхода на пенсию в 2012 году устроился на работу в «БелшинаТранс». Жизнь за рулем продолжается: мирная, спокойная жизнь.
Но дважды в год, 15 февраля и 25 декабря, он надевает заслуженные награды – медали «За боевые заслуги», «От благодарного афганского народа», «10 лет Саурской революции», знак «Воину-интернационалисту», приходит к памятнику воинам-интернационалистам, общается с бобруйскими «афганцами», вместе с ними вспоминает минувшие дни и тех, кто исполнил свой воинский долг до конца…
Андрей ЧИЖИК
Фото предоставил герой материала