Этот участок каландрового цеха ЗКГШ – обладатель самого романтичного профильного наименования. Даже не самая изобретательная фантазия услужливо подскажет массу ассоциаций, аллюзий и метафор. Но важнее для начала устранить возможную подмену понятий…
Властелины колец
В словаре автолюбителя «крыло» – это в первую (а для многих и в единственную) очередь часть «обвеса» кузова авто. Но каждый шинник на это скажет, что в словарик необходимо внести существенное дополнение: крылом называется и боковая часть шины, та, что расположена между «плечом» и бортовой частью. Именно этот термин и дал имя крыльевому участку.
На первый взгляд его территория кое в чем схожа с интерьером ткацкого цеха: ряд бобин с кордом, как катушки с пряжей, нити тянутся-бегут к соседним агрегатам, некоторые работники деловито позвякивают ножницами… Только вот вместо изделий легпрома на выходе – кольца. Много колец. Царство кольца какое-то.
– Задача нашего участка – изготовление бортовых крыльев, – поясняет Валентина Голуб, сменный мастер смены «А» (всего на участке по очереди работают три смены-бригады, в день и час нашего визита трудовую вахту несла первая по списку). – Если очень кратко о процессе, то он включает в себя изготовление бортовых колец и сборку из них собственно крыльев.
Да, те самые кольца – это и есть «перья», из которых собираются крылья. Они, в свою очередь, совершают «перелет» в сборочный цех. Масштаб миграции определяется планом сборки, счет как правило идет на десятки тысяч в месяц. Поэтому участок работает в режиме нон-стоп: работники, заступающие на смену, принимают переходящие остатки, наследство от предшественников, и продолжают большое общее дело.
Дело семейное
Помимо сменного мастера Валентины Голуб, в бригаде «А» трудятся изолировщики колец Дарья Чистякова, Наталья Арасланова и Любовь Кондратьева, машинисты Оксана Петруша и Оксана Гайшун, закройщик Екатерина Ванкович и оператор Сергей Бержанин. В таком составе коллектив работает уже достаточно давно.
– Я с 2011 года на участке, – подсчитывает Валентина Голуб. – За это время в нашей смене практически не было кадровых перемен.
13 лет срок немалый. Но, вероятно, время стабильности состава еще дольше: по общим прикидкам, усредненный стаж «крыльевиков» – лет 15.
Сергей Бержанин пока до среднего показателя малость не дотянул: он начал карьеру на «Белшине» вальцовщиком, а на крыльевом участке трудится с 2014 года.
– Решил изучить новое дело и вот втянулся.
А Оксана Петруша рассказала, что ее рабочее место досталось ей… по наследству:
– Пришла на «Белшину» с «ФанДОКа» 17 лет назад, сразу сюда, на крыльевой. Работа эта была мне неплохо знакома, хоть и понаслышке: моя мама тут трудилась. А раньше здесь была нормой такая традиция: увольнялся ветеран, а на его место приходили сын, дочь или еще кто-то из родственников. Такой вот получался семейный подряд.
Не только о спорте
При таком подходе к комплектованию штата в коллективе просто обязана быть особая атмосфера.
– У нас очень хорошие отношения, – подтверждают работники. – Есть давняя традиция: юбилеи празднуем вместе. Больше того, приглашаем и бывших работников, ушедших на пенсию. Хотя, пожалуй, происходит это реже, чем хотелось бы. Или, может, это нам так кажется?
Занятно: «крыльевики» хором признаются, что доминирующей темой их разговоров в свободное время является… работа.
– Постоянно что-то обсуждаем, решаем, утрясаем детали, – говорит Дарья Чистякова. – По времени у нас перерыв на обед, а по факту совещание выходит. Но, быть может, поэтому и работа у нас спорится.
– Бригада опытная, саморегулирующаяся, свое дело отлично знает, – дополняет Валентина Голуб. – По характеру, конечно, все разные. Но моменты недопонимания если и возникают, то всегда быстро разрешаются.
Коллектив, как вы уже успели заметить, преимущественно женский. То, что предстать перед объективом фотоаппарата решились не все, свидетельствует: как минимум одна черта, присущая многим женщинам, здесь присутствует. Насчет других особенностей интересуемся у Сергея Бержанина.
– Не знаю даже, – чуть смутился оператор. – Вроде все как в любой другой бригаде. Разве что сам стараюсь почаще предлагать помощь коллегам.
– Он у нас молодец, настоящее надежное плечо, – тут же вступают коллеги-дамы.
Предположение, что единственному мужчине не с кем перекинуться словцом о рыбалке или о спорте, сразу отметается.
– Почему же не с кем? – удивляется сменный мастер. – Новости футбола и биатлона мы с Сергеем постоянно обсуждаем.
В потоке спортновостей у бригады есть и еще один интерес: Дарья Чистякова – капитан женской сборной Общества по волейболу.
– С самого детства увлеклась этим видом спорта, и до сих пор вот не отпускает. В минувшем году наша команда взяла вершину, которая долго нам не покорялась: мы одержали победу на областном этапе спартакиады работников нефтехимического комплекса. Уступать первое место не собираемся.
Андрей ЧИЖИК
Фото автора