Николай Таркан: «В цех меня привел отец» | Официальный сайт газеты "Шинник"
12:17
08.07.2025

официальный сайт
www.shinnik.by
Четверг, 30 Май 2024
Николай Таркан: «В цех меня привел отец»

Машинист 7-го разряда протекторного агрегата каландрового цеха ЗСКГШ Николай Петрович ТАРКАН в январе отметил 50-летний юбилей. Осенью же будет 30 лет стажа на «Белшине». Цех один и тот же, только разок линию поменял. Как осваивал профессию буквально «с нуля», на что потратил первую зарплату, как едва не «высадил» нервную систему? Мы побеседовали с человеком, у которого в трудовой буквально пара записей, сделанных в отделе кадров Общества.


«Сам всему научу»

Николай Таркан – коренной бобруйчанин. Окончил 8 классов 16-й школы, потом – СПТУ №60 по специа­льности «крановщик». Вернувшись домой после армии, не успел толком отдохнуть на гражданке, как отец сказал: «Давай ко мне в цех. С начальством уже поговорил – примут под мою ответственность. Сам всему научу». Так с 1994 года Ни­колай стал работать в бригаде своего отца, оператором линии пропитки и термообработки корда в каландровом цехе ЗСКГШ.

– Мой отец Петр Николаевич был в числе первых шинников в нашем городе, участвовал в запуске линий на заводах КГШ, массовых шин и на СКГШ. И у мамы Елизаветы Александровны тоже накопилось больше 20 лет стажа на «Белшине», в основном работала здесь же, в каланд­ровом цехе ЗСКГШ, – рассказал Николай Петрович.

Бесспорно, знания усваи­ваются лучше, когда учит родной человек: недопонял – объяснит и покажет, накосячил – поймет и простит. Вскоре по техническим навыкам Николай уже не уступал другим членам бригады. Со временем вырос до машиниста 5-го разряда.

Первая зарплата – на велосипед

Тысячи, десятки тысяч руб­лей… Вряд ли кто-то из старшего поколения припомнит сегодня цифры в расчетном листке середины 1990-х. Но вот на что именно была потрачена первая зарплата, осталось в памяти у многих.

Петр Николаевич страдал от болей в спине. И по городу ему было проще передвигаться на велосипеде. А велик уже состарился, скрипел, шатался. И Николай отдал всю зарплату на покупку нового двухколесного транспорта для своего папы.

С недолгими перерывами Николай Таркан проработал на этой линии до 2010 года, до ее закрытия. Дальше в трудовой биографии было только одно рабочее место – нынешнее.

По инструкции и по нервам

Линия по выпуску профилированных деталей, работой которой руководит Николай Таркан, – огромный сложный «организм». Изучить его до мелочей было непросто. Но у Николая Петровича это получилось. На линии он не только руководитель: дает задания, конт­ролирует выполнение. Но и персональный диагност: если что-то пошло не так, по «симптомам» опреде­ляет, какая часть захандрила, и быстро ставит диагноз в помощь прибывшим ремонтникам.

Но это сейчас. А первые годы «переходного периода» дались нелегко. Тогда бригаду неожиданно разделили на две, и во второй Николая поставили главным – буквально «бросили на амбразуру».

– Вызубрить инструкцию – это даже не полдела, а так, предисловие к работе. Практика – вот что главное, и полгода-год на это явно недостаточно. Потому что гладко по инструкции не бывает почти никогда. За эти несколько лет нервного напряжения у меня и появились первые седые волосы, – с улыбкой вспоминает Николай Петрович.

«Мужики все толковые»

Скоро начало смены. Первым делом – крепкий кофе (многолетняя привычка). Ознакомиться с заданием, убедиться в исправности линии, выбрать резину, определить очередность изготовления деталей, поставить профильные планки и запустить процесс под постоянным контролем. На выходе – профилированные детали для сборки шин.

Линию обслуживают шесть человек. Бригадир организует, бригада выполняет. Нельзя сказать, что чья-то роль важнее – слаженно и безошибочно должны действовать все.

– Бригада у меня отличная, – в голосе Ни­колая Петровича ощущается спокойствие за трудовой процесс. – Мужики все толковые, серьезные. Если надо – подстрахуют. У нас полная взаимозаменяемость.

Кто сказал, что у бригадира обязательно должен быть командный голос? Главное – не децибелы, а убедительность. Именно такой человек Николай Таркан: говорит негромко, но уверенно. И всегда по делу. Весь в отца.

Андрей ЮРЕВИЧ
Фото автора

Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Единый день информирования населения (ЕДИ) Пятилетка качества День победы
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ...
Интересно знать: кометы
Интересно знать: кометы

Кометы появились вместе с возникновением Солнечной системы четыре с половиной миллиарда лет назад.

Все наблюдаемые в Солнечной системе кометы обращаются вокруг Солнца по очень вытянутым орбитам.

У комет обычно два хвоста. Первый, пылевой, второй состоит из газов.

Хвост кометы может простираться очень далеко. Например, у кометы Хиякутаке длина хвоста составляла около 580 миллионов километров.

Как и астероиды, кометы движутся со скоростью 20 километров в секунду.

Чем дальше от Солнца, тем больше комета представляет собой обыкновенную каменную глыбу.

Центральная часть кометы представлена каменным ядром. Оно составляет до 90 процентов ее массы.

Существует множество комет. Самая маленькая из них имеет ядро диаметром шестнадцать километров, самая крупная – сорок.

В настоящее время обнаружено около четырех тысяч комет, но в окружающем нашу систему за Поясом Койпера в Облаке Оорта их может находиться около триллиона.

До сих пор точно неизвестно, откуда берутся кометы. Одна из самых популярных теорий гласит, что кометы образовались из остатков вещества во времена формирования Солнечной системы.

Пыль и другие частицы, выделяемые кометой при нагревании, оседают на ее орбиту. Если Земля (или другая планета) в этот момент пересекает орбиту кометы, то эти частицы падают на планету в качестве метеоритного дождя.

В начале XX века в небе можно было невооруженным взглядом наблюдать яркий хвост кометы Галлея.

Первое упоминание о комете Галлея зафиксировано в 240 году до нашей эры в китайских хрониках.

Комета Галлея периодически посещает Солнечную систему. Она заходит в пределы Солнечной системы каждые 76 лет.

Юпитер для Земли играет роль своеобразного щита – его мощная гравитация притягивает кометы и астероиды, некоторые из которых в результате попадают в его атмосферу и сгорают.

Все кометы различаются по цвету. Чем моложе комета, тем больше льда содержится в ее ядре. Поэтому новые кометы отличаются голубоватым оттенком.

Как только комета начинает совершать циклы вокруг Солнца, льда в ядре становится все меньше и меньше, и комета желтеет.

По материалам Общенет


© «Шинник», 2015
Использование материалов разрешено только с размещением активной ссылки на наш сайт.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО