Для многих начало каждого дня – своеобразное «дежавю»: подъем – быстрый утренний кофе натощак, завтрак для второй половины, заспанные дети-школьники, не выгуленная собака и голодный кот, в общем, настроение – на острие. Но это дома, а на работе? Руководство, коллеги, производственные задания, планы, прогрессивка, взаимозаменяемость и станки, которые нельзя остановить. Прилагательные к этим словам каждый подберет сам… А как проходит день у машиниста каландра? Чтобы узнать это я, в рамках проекта «Один день из жизни…», решила «перевоплотиться» и все увидеть своими глазами. Сказано – сделано: в один из дней пришла на участок обрезинивания и раскроя металлокорда каландрового цеха ЗСКГШ.
– С чего начинается ваш рабочий день? – спрашиваю у машиниста каландра Д.В.Бунаса. Ответ неожиданно удивляет.
– Наш день начинается с чаепития, – говорит он. – Приходим в цех минут на двадцать раньше начала смены, и по традиции в комнате приема пищи ставим чайник и беседуем о дне предыдущем, о планах на день грядущий. Потом получаем производственное задание, осматриваем рабочее место в присутствии электриков, расписываемся в журнале аварийно-блокирующих устройств и все – за работу...
Оборудование на этом участке эксплуатируется с 2007 года. Наш герой работает на нем с первого дня, кроме этого он участвовал в его установке и запуске. Профессия машиниста каландра требует много знаний как теоретических, так и практических, вводит меня в курс дела Дмитрий Викторович. Узнаю, сама линия состоит из двух участков: подготовительного и процесса обрезинивания металлокорда. Второй происходит на четырехвалковом каландре, потом – процессы охлаждения и заматывания готового изделия на закатке в бобины. По словам специалиста, ничего сложного нет. Обвожу взглядом станки и замечаю «золотые» нити. Интересуюсь:
– А это что?
– Это завершающий этап первой, наиболее трудоемкой части процесса, – включается в разговор второй машинист каландра В.И.Иванов. А я-то думала, что все интересное уже увидела…
Заходим в «подготовку». Весь труд – ручной. Задача – в установленные временные сроки навесить шпули с металлокордом (вес каждой около 40 килограммов, а их количество до 860 штук!). Затем металлокорд протягивается в гребенки, происходит его стыковка на прессе и все это подается в каландр. В смену, в зависимости от метража корда на шпулях, операция может быть выполнена несколько раз. «И что, все делаете вдвоем?» – поражаюсь я.
– Нет, эту работу выполняем всей бригадой, – успокаивает меня Дмитрий Бунас. – Затем приступаем к обрезиниванию металлокорда. Здесь все проще, – автоматизация. Нажал кнопку «старт» и процесс запущен…
И тогда машинисты каландра становятся своего рода «сторонними» наблюдателями, так как весь дальнейший процесс идет в автоматическом режиме. Но это не значит, что за ним не нужно пристально наблюдать, ведь может произойти сбой в работе.
Работа на участке этого цеха ЗСКГШ очень ответственная. Здесь обрезинивается металлокорд для нужд всех технологических заводов Общества. Ассортимент выпускаемых обрезиненых металлокордов – огромный, более 35-ти его разновидностей.
Во время знакомства со спецификой работы машинистов каландра старалась не упустить шанс, чтобы узнать о своих героях побольше…
Дмитрий Бунас работает на предприятии 15 лет. Начинал на текстильной линии каландрового цеха. «Белшина» для него – это, в первую очередь, его семья, материальное благосостояние и будущее. Что ж и говорить, – его жена Татьяна работает в этом же цехе приемщицей сырья.
Вячеслав Иванов пришел в Общество охранником. Затем перевелся в цех на текстильную линию, и с 2010 года работает машинистом. Спрашиваю у него: «Легко ли находят взаимопонимание во время рабочего процесса два машиниста каландра на одном участке?».
– Легко, у нас бригада дружная. Несмотря на то, что за каждым закреплен свой участок работы, мы взаимозаменяемы…
Александра КАЛИНИНА (office@shinnik.by)
Фото автора.