На что способны наши шины? | Официальный сайт газеты "Шинник"
13:15
30.10.2024

официальный сайт
www.shinnik.by
Вторник, 30 Июль 2024
На что способны наши шины?

Разработать, произвести, продать. Какого звена недостает в этой упрощенной производственно-экономической цепочке? Правильно – шину нужно как следует испытать. Мы поговорили с человеком, который руководит этим процессом – начальником лаборатории сертификационных и стендовых испытаний шин инженерно-технического центра Максимом МАНЬКО и узнали немало интересного.

Максим Манько рядом со стендом для динамических испытаний сельскохозяйственных и крупногабаритных шин

Есть испытания статические, есть – динамические. Важны и те, и другие, но за вторыми наблюдать занятнее. Потому что они проводятся в движении – посредством обкатки по гладкому беговому барабану. Испытания бывают короткие – на часок, и длительные – до двух недель непрерывно. Поэтому в штате лаборатории – около полусотни сотрудников и рабочий процесс не останавливается никогда.

– Параметров, на которые испытываются шины, целый список, – рассказывает Максим Андреевич. – Это соответствие ГОСТу по основным размерам, по индикаторам износа, по максимальной скорости и другие. А еще известно, что шины влияют на расход топлива, и в связи с этим наши специалисты проверяют их на топливную экономичность. Для этого проводятся испытания по определению коэффициента сопротивления качению (в соответствии с Правилами ООН №117). В итоге буквенным обозначе­нием – А, В, С, D – шине присваи­вается определенный класс. Проще говоря, ниже сопротивление – меньше топлива.

Для разных легковых шин принцип и длительность испытательного процесса схожие: они должны пройти от 20 до 24 тысяч километров при скорости 90 км/ч. Это почти полмесяца непрерывного кручения при нагрузке, в полтора раза превышающей экономичную. Есть и другие длительные методики, которые определяют работоспособность в зоне борта и боковины. Там нагрузка больше – 160-200%, и шина должна пройти 90 часов. Впрочем, используются и короткие тесты: 60 минут, ступенчатое увеличение скорости (до максимальной заявленной). И если по итогам таких испытаний шина не имеет дефектов, то тест считается пройденным.


Для крупных и сверхкрупногабаритных шин – свои испытательные методики. Из обязательных – определение габаритов на ободе. А при постановке на серийное производство или при внесении изменений в конструкцию их испытывают до наступления предельного состояния. Крупногабаритные шины, в зависимости от назначения, должны пройти от 2 до 5 тысяч километров не имея дефектов; скорость обкатки – от 10 до 40 км/ч. Что касается самых крупных шин, то, например, одна из главных методик их испытания – определение основного эксплуатационного показателя – тонно-километров в час. Это тестирование в течение трех суток с измерением температуры в подканавочном слое.

Максим Андреевич рассказал еще об одном интересном способе тестирования – при помощи воды. Его суть – определение прочности при разрушении внутренним давле­нием: шина наполняется водой, пока не разрушится. Как показывают результаты испытаний, чтобы такое произошло, необходимо создать давление, не менее чем в 7 раз превышающее максимально допустимое. Так что, автолюбители могут быть спокойны: при подкачивании шина точно не взорвется.

– Сейчас готовятся к серийному производству новые модели легковых шин – PS-101, PS-102, PS-103. А также их зимний вариант серии PW-101, PW-102, – сообщил начальник лаборатории. – Это изделия премиум-класса. Недопустима даже малейшая ошибка. Впрочем, как и всегда в нашей работе. А в своих сотрудниках я уверен.

Андрей ЮРЕВИЧ
Фото автора

Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Единый день информирования населения (ЕДИ) Единый день голосования Выборы Президента Республики Беларусь
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ...
Интересно знать: монеты
Интересно знать: монеты

Древние китайские монеты имели форму различных предметов: музыкальных инструментов, ключей, сельскохозяйственных орудий, на них отсутствовало обозначение номинала, но были надписи о том, где именно выпущена та или иная монета.

Монеты из кожи тюленя были в ходу на Аляске в начале XIX века. Всего их было отпечатано 10 тысяч штук, на данный момент в мире их осталось около 40, из них 15 находятся в Московском государственном историческом музее.

На Руси самой мелкой разменной монеткой была так называемая «полу деньга», или полушка. Появилась она в XV веке, сначала чеканилась из серебра, а позже из меди.

Огромный кусок золота весом в 100 килограммов – это и есть самая дорогая современная монета. Она отчеканена из чистейшего золота 999 пробы. Ее номинал – 1 миллион долларов. При этом при продаже на аукционе стоимость «монетки» довольно быстро выросла до 4 миллионов долларов.

Самыми тяжелыми монетами в мире считаются фэи с острова Яп в Микронейзии. Они представляют огромные каменные диски высотой до 4-х метров и весом до 4-х тонн и вкопаны в землю. Для того чтобы перетащить такую «монету», зацепив ее с помощью веревок через отверстие по центру, требуется не менее 20 человек.

Монета под названием «Двойной орел» существует в единственном экземпляре.

Самое большое число, которое когда-либо чеканилось на монете – 1 биллион. Эти монеты были выпущены в 1923 году в Вестфалии органами местной власти и не являлись общегосударственными.

Самая большая современная российская монета носит номинал 50 тысяч рублей и весит 5 килограммов. Отчеканена она из чистого золота. Монета была выпущена в 2010 году Банком России по случаю своего 150-летия тиражом в 50 экземпляров и имеет статус «в обращении».

Самая легкая монета в мире ходила в обращении в Непале в XVIII веке. Сделанная из серебра, она весила всего 0,002 грамма. Номинал монетки – четверть джавы. Из-за своего веса эти монетки вошли в книгу рекордов Гиннеса как самые маленькие в мире.

По одной из версий, слово «копейка» происходит от слова «копить», по другой – от имени монгольского хана Кепека, по третьей – от изображенного на монете воина с копьем. Наиболее обоснованной считается последняя версия, согласно которой Иван Грозный во время денежной реформы выпустил новые монеты с отчеканенным копейщиком и повелел называть их «копейными деньгами».

По материалам imdvor.ru


© «Шинник», 2015
Использование материалов разрешено только с размещением активной ссылки на наш сайт.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО