Разработать, произвести, продать. Какого звена недостает в этой упрощенной производственно-экономической цепочке? Правильно – шину нужно как следует испытать. Мы поговорили с человеком, который руководит этим процессом – начальником лаборатории сертификационных и стендовых испытаний шин инженерно-технического центра Максимом МАНЬКО и узнали немало интересного.
Максим Манько рядом со стендом для динамических испытаний сельскохозяйственных и крупногабаритных шин
Есть испытания статические, есть – динамические. Важны и те, и другие, но за вторыми наблюдать занятнее. Потому что они проводятся в движении – посредством обкатки по гладкому беговому барабану. Испытания бывают короткие – на часок, и длительные – до двух недель непрерывно. Поэтому в штате лаборатории – около полусотни сотрудников и рабочий процесс не останавливается никогда.
– Параметров, на которые испытываются шины, целый список, – рассказывает Максим Андреевич. – Это соответствие ГОСТу по основным размерам, по индикаторам износа, по максимальной скорости и другие. А еще известно, что шины влияют на расход топлива, и в связи с этим наши специалисты проверяют их на топливную экономичность. Для этого проводятся испытания по определению коэффициента сопротивления качению (в соответствии с Правилами ООН №117). В итоге буквенным обозначением – А, В, С, D – шине присваивается определенный класс. Проще говоря, ниже сопротивление – меньше топлива.
Для разных легковых шин принцип и длительность испытательного процесса схожие: они должны пройти от 20 до 24 тысяч километров при скорости 90 км/ч. Это почти полмесяца непрерывного кручения при нагрузке, в полтора раза превышающей экономичную. Есть и другие длительные методики, которые определяют работоспособность в зоне борта и боковины. Там нагрузка больше – 160-200%, и шина должна пройти 90 часов. Впрочем, используются и короткие тесты: 60 минут, ступенчатое увеличение скорости (до максимальной заявленной). И если по итогам таких испытаний шина не имеет дефектов, то тест считается пройденным.
Для крупных и сверхкрупногабаритных шин – свои испытательные методики. Из обязательных – определение габаритов на ободе. А при постановке на серийное производство или при внесении изменений в конструкцию их испытывают до наступления предельного состояния. Крупногабаритные шины, в зависимости от назначения, должны пройти от 2 до 5 тысяч километров не имея дефектов; скорость обкатки – от 10 до 40 км/ч. Что касается самых крупных шин, то, например, одна из главных методик их испытания – определение основного эксплуатационного показателя – тонно-километров в час. Это тестирование в течение трех суток с измерением температуры в подканавочном слое.
Максим Андреевич рассказал еще об одном интересном способе тестирования – при помощи воды. Его суть – определение прочности при разрушении внутренним давлением: шина наполняется водой, пока не разрушится. Как показывают результаты испытаний, чтобы такое произошло, необходимо создать давление, не менее чем в 7 раз превышающее максимально допустимое. Так что, автолюбители могут быть спокойны: при подкачивании шина точно не взорвется.
– Сейчас готовятся к серийному производству новые модели легковых шин – PS-101, PS-102, PS-103. А также их зимний вариант серии PW-101, PW-102, – сообщил начальник лаборатории. – Это изделия премиум-класса. Недопустима даже малейшая ошибка. Впрочем, как и всегда в нашей работе. А в своих сотрудниках я уверен.
Андрей ЮРЕВИЧ
Фото автора