На всем постсоветском пространстве ОАО «Белшина» является крупнейшим производителем шин для грузовых и легковых автомобилей, автобусов, троллейбусов, сельскохозяйственной техники, прицепов, автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности, строительных и дорожных машин. Общий годовой объем их производства у нас в 2014 запланирован на уровне 5,3 млн. штук. Ассортимент – более 350 типоразмеров.
И это несмотря на то, что в Беларуси отсутствует отраслевая шинная наука. Если до распада СССР разработкой и освоением производства крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин занимался научно-исследовательский институт крупногабаритных шин в Днепропетровске, а разработку конструкторской и технологической документации на легковые и грузовые шины вели исключительно специалисты научно-исследовательского института шинной промышленности (НИИШП, г. Москва), то после развала СССР эти институты утратили свои позиции и научные кадры. Таким образом, «Белшина» осталась без отраслевых институтов и научно-технической базы.
И этот пробел предприятие компенсирует собственными научными разработками и исследованиями, сотрудничеством с Национальной академией наук и Министерством образования, проводя совместные работы по тематике центральной заводской лаборатории (ЦЗЛ) и УПКШ.
Основные направления сотрудничества – повышение работоспособности ЦМК сверхкрупногабаритных шин до уровня фирмы «Bridgestone» в различных температурных регионах с исключением дефекта «отслоение протектора», снижение теплообразования в шинах; повышение износостойкости и порезоустойчивости протектора карьерных шин до уровня фирмы «Bridgestone» без снижения других эксплуатационных характеристик; разработка рецептур протектора грузовых комбинированных и ЦМК шин различного назначения с улучшенными износными и сцепными характеристиками резин протектора с уровнем ходимости до 300 и более тысяч километров; повышение уровня усталостных свойств резин боковин с целью недопущения их растрескивания в современных широкопрофильных сельскохозяйственных шинах, способных работать на сверхнизких давлениях; создание компьютерной программы на базе графического программного продукта «Solid works», предусматривающей автоматизированную разработку основного комплекта конструкторской документации на шины с различной геометрией профиля по пресс-форме и различным посадочным диаметром шины, а также с учетом топологических особенностей структуры рисунка протектора.
Эти и другие направления работы, над которыми ученые и белшиновские специалисты работают в текущем году, должны привести к улучшению качества и конкурентоспособности наших шин. И положительные результаты уже достигнуты.
Светлана ВОРОНОВА, начальник научно-технического отдела ЦЗЛ.