В эти дни исполняется 50 лет с начала строительства Белорусского шинного комбината. Первый колышек на месте его цехов был забит 3 ноября 1965 года.
Недавно к нам в редакцию зашел свидетель и участник этого эпохального события полувековой давности Василий Петрович Шумилов, который рассказал, с чего началось строительство.
Решение о возведении шинного комбината в Бобруйске было принято Советом Министров СССР 25 марта 1963 года. В разработке проектного задания участвовали 16 организаций из Москвы, Ленинграда, Минска, Киева, Харькова, Днепропетровска. 9 августа 1963 года Бобруйский горисполком под строительство выделил земельный участок площадью 100 гектаров. Участок представлял собой пустырь с песчаными карьерами и свалкой мусора. И только небольшая полоса в районе ул. Шинной была ровной. Здесь размещался аэродром ДОСААФ с несколькими деревянными строениями.
Но большой плюс – к участку были проложены хорошие подъездные пути: рядом – шоссе Минск – Бобруйск, можно было использовать железнодорожный и водный транспорт. Это при рассмотрении места расположения комбината и перевесило аргументы шести других городов-претендентов.
Генподрядчиком строительства определили стройтрест №13. 4 октября 1965 г. исполняющим обязанности генерального директора комбината назначен В.И.Кравченко. Для ведения строительно-монтажных работ 1 ноября было создано новое строительное управление №82. А непосредственное строительство началось 3 ноября с возведения бытового корпуса блока механических производств. И первый колышек под руководством геодезиста, автора этих строк, был забит рабочими бригады В.И.Суринова. 17 ноября в фундаменты уложили первый куб бетона, 12 марта была воздвигнута первая железобетонная колонна.
Работы на объектах велись в две смены, и к началу 1967 года на площадках первоочередного объекта строители завершили все запланированные работы. После первого был выполнен вынос проектов в натуру еще 35 объектов. В том числе техникума на 960 мест (начато строительство 22 ноября 1965 г.), аэропорта в Сычково (8 июля 1966 г.), цеха крупногабаритных шин (декабрь 1966 г.), 30-квартирного жилого дома по ул. Октябрьской (1967 г.), поликлиники на ул. 50 лет ВЛКСМ (1969 г.), насосной станции на ул. Береговой (1969 г.), подземного перехода на ул. Минской (1968 г.)
Далее велось строительство завода массовых шин (в начале 70-х годов) и ЗСКГШ (в начале 80-х). Все объекты сдавались в намеченные сроки. Не повезло только Дворцу искусств. Он строился в условиях отсутствия финансирования 17 лет и был завершен в 1980 году. Все объекты названы так, как они именовались в проекте.
На строительстве шинного комбината я провел 15 лет и ни разу не пожалел, что работал здесь. Горжусь, что мне пришлось принимать участие в возведении гиганта нефтехимии нашей страны. Это были лучшие мои годы.
Василий ШУМИЛОВ, пенсионер, бывший геодезист.