К числу обязанностей сотрудников инженерно-технического центра относится не только разработка шин, но и контроль над тем, как они ведут себя в режиме испытаний, а также во время эксплуатации. Работники ИТЦ ведут техническое сопровождение новых типоразмеров шин, которые отгружены потребителям. Мы встретились с начальником ИТЦ Сергеем Николаевичем КАЮШНИКОВЫМ, и поговорили с ним о том, как проходят испытания новых перспективных типоразмеров шин.
В настоящий момент это ЦМК шины завода СКГШ, в частности, шина размера 33.00R51 модели Бел-362. Шины этого типоразмера сейчас эксплуатируется во многих странах СНГ, прежде всего в Казахстане, а также в Российской Федерации на Кольском полуострове, в Боснии и Герцеговине, в Украине и Беларуси. На сегодняшний день, как отметил мой собеседник, максимальная наработка составляет порядка 80 тысяч километров. Наиболее эффективно эксплуатация идет в Казахстане. Основная задача – выйти на пробеги свыше 60 тысяч километров. Шина с последними конструкторскими изменениями, как подчеркнул Сергей Николаевич, показывает позитивную динамику и задача, определенная генеральным директором ОАО «Белшина», – поставить в четвертом квартале шину на серийное производство.
На испытаниях также находится шина 46/90R57 Бел-232 радиальной конструкции. Основной упор идет на эксплуатацию этой шины в Казахстане. Наработка уже составляет порядка 50 тысяч километров. Также шина эксплуатируется горнотранспортной компанией в Кемерово, в ЮАР и в Австралии. Кроме того, в Кемерово наблюдается шина типоразмера 59/80R63 Бел-190. В связи с падением добычи угля самосвал, на котором испытываются шины этого типоразмера, к сожалению, выведен из эксплуатации ввиду экономической нецелесообразности. Это говорит о том, что в процессе эксплуатационных испытаний бывают и форс-мажорные ситуации.
Параллельно отслеживается ходимость шин, выпущенных в конце прошлого года на комплексе китайской компании на заводе КГШ. Это шина типоразмера 18.00R25 Бел-183. Эти шины эксплуатируются в Беларуси, и на сегодняшний день их наработка составила порядка 20 тысяч километров. Как отметил мой собеседник, никаких замечаний по эксплуатации этих шин нет. Кроме того, опытная партия шин этого типоразмера направлена на эксплуатационные испытания в Казахстан.
Также контролируются испытания шин для дорожно-строительной и сочлененной техники типоразмеров 20.5R25 Бел-314, 17.5R25 Бел-301, 23.5R25 Бел-323 и 17.5R25 Бел-373. При заданном значении в тысячу моточасов, эта техника в данный момент имеет наработку от 102 до 600 моточасов. По итогам испытаний этих шин стоит задача поставить их в этом году на серийное производство.
– Хотелось бы отметить, – сказал Сергей Николаевич, – что работа над каждым типоразмером шины является командной. Причем это не только команда инженерно-технического центра. Это также работа инженеров, конструкторов заводов Общества, испытателей шин. Это и стендовые испытания, которые проводят специалисты ОИЦ. Повторюсь, это командная, я бы даже сказал глобальная работа, которая не прекращается ни на минуту. Чтобы гарантировать качественный продукт, его нужно не только создать, но и провести испытания в различных, и порой очень суровых, климатических и дорожных условиях. Это труд большого количества людей.
Владимир ШЛОМАН (office@shinnik.by)
Фото Натальи АСТАШЕВИЧ.