Последний январский день 1985 года для нашего предприятия стал днем рождения четвертого завода – сверхкрупногабаритных шин: 40 лет назад на ЗСКГШ была собрана и свулканизована первая продукция. Как создавали самую крупную шину в мире, кто внес важный вклад в общее дело, что удалось сделать в минувшем году и что наметили на год стартовавший – об этом мы поговорили с директором ЗСКГШ Олегом БЫСТРИКОМ.
– Олег Владимирович, напомните, как завод шел к выпуску самой крупной шины с посадочным диаметром до 63 дюймов 30 сентября 2017 года?
– В начале 2000-х создали группу специалистов, которые взялись за разработку первой сверхкрупногабаритной ЦМК-шины. В этом процессе участвовали тогдашний начальник УПКШ Владимир Иванович Слюсарь; главный инженер Евгений Федорович Котов; заместитель начальника сборочного цеха по технологии ЗСКГШ, ныне начальник КТО Андрей Михайлович Кузякин; начальник технического отдела ЗСКГШ Валентина Григорьевна Скачкова.
31 декабря 2002 года была собрана и свулканизована первая ЦМК-шина 33.00R51 модели Бел-222.
Шло время, продукт совершенствовался. С 2008 года началось производство шин типоразмеров 33.00R51 и 27.00R49 для 90-тонных и 136-тонных самосвалов «БелАЗа». Постепенно осваивали выпуск новых типоразмеров для карьерных самосвалов грузоподъемностью 130-360 и даже 450 тонн. И 30 сентября 2017 года мы выпустили самую большую бескамерную шину в мире – типоразмера 59/80R63 модели BEL-190.
– Какие еще знаменательные факты из истории завода стоит упомянуть в связи с юбилеем?
– В 2019 году, по поручению Главы государства, нам передали в аренду мини-ТЭЦ – газо-поршневую установку, которая позволила уменьшить затраты на топливно-энергетические ресурсы на 5%. Только за минувший год общий экономический эффект от этого превысил полтора миллиона рублей.
– Какие имена, на ваш взгляд, тесно вплетены в историю ЗСКГШ?
– Мне посчастливилось работать с большими профессионалами. Помимо упомянутых выше, это Василий Иванович Кротович – он начинал начальником техотдела, был главным инженером, директором завода. Степан Матвеевич Скороход – был главным механиком, зам. директора по производству, директором завода. Василий Петрович Самсоник – работал начальником каландрового цеха. Анатолий Максимович Грищенко – был начальником подготовительного цеха. Геннадий Николаевич Дьяков – возглавлял цех энергоснабжения. Технологи Алевтина Тимофеевна Нестерова и Таисия Федоровна Ныркова, конструктор УПКШ Галина Александровна Макович. Стаж начальника техотдела Валентины Григорьевны Скачковой равен возрасту завода. 40-летнего стажа достигли также сборщики покрышек сборочного цеха Владимир Станиславович Санковский, Николай Степанович Авраменко, Александр Александрович Казаков, Валерий Григорьевич Иванов и аппаратчик нагрева теплоносителей в энергоцехе Владимир Анатольевич Лашевич.
– Олег Владимирович, с какими показателями завод подошел к юбилейной дате?
– В 2024 году план по шинам выполнен. Рентабельность продукции по году в плюсе. Производственные мощности были загружены на 60%.
– На какие объемы производства вы рассчитываете в 2025 году? Что новое планируете?
– Хотелось бы увеличить загруженность производства до 80-90 процентов. Прежде всего, за счет наиболее крупных шин – от 35 до 57 дюймов. Сейчас в стадии подписания – договор с Торговым домом «БелАЗ» на реализацию шин с посадочным диаметром от 35 до 51 дюйма. Также с ними планируем заключить соглашение на проведение опытно-промышленных испытаний шин 57 дюймов.
В канун 40-летия завода мы выпустили новую шину типоразмера 33.00R51 модели BEL-562 с карьерным рисунком протектора для самосвалов грузоподъемностью 136 тонн. Сейчас она проходит стендовые испытания.
Планируем разработку и закупку пресс-формы для производства шин типоразмера 50/80R57 на самосвалы свыше 240 тонн. Еще в планах на этот год – своими силами модернизировать первый и второй сборочные комплексы для сборки шин 57 дюймов полудорновым способом.
– Какие типоразмеры сегодня самые востребованные?
– На данный момент лидерами по продажам у нас являются шины 33.00R51 модели BEL-362 для 136-тонного самосвала и 27.00R49 модели BEL-302 для 90-тонного. Основной покупатель – Россия.
– Олег Владимирович, что вы пожелаете к юбилею работникам и ветеранам завода?
– Желаю всем нам, чтобы осуществились производственные планы и задумки. Но главное – крепкого здоровья работникам нынешним и бывшим, родным и близким. Если все хорошо дома, тогда и работа спорится, а будет работа – будет и зарплата. С юбилеем!
Андрей ЮРЕВИЧ
Фото автора