В пятницу, 16 августа, на базе нашего предприятия прошел семинар на тему «Профессиональное корпоративное управление», который провел лектор, входящий в топ 10 бизнес-тренеров СНГ, – А.С.Фридман. Александр Семенович с 1988 года в качестве соучредителя и директора компаний занимался оптовой торговлей и производством спортивного оборудования. В 1993 году стал бизнес-консультантом. В числе его клиентов – знаменитый «Газпром». Он автор многих книг по менеджменту. Живет в Риге.
Семинар можно назвать международным, поскольку в нем приняли участие кроме представителей бобруйских предприятий, в том числе генерального директора ОАО «Белшина» В.В.Карпяка и других руководителей нашего Общества, гости из России, Украины и Латвии. Организаторами семинара выступили Бобруйская Ассоциация промышленников и предпринимателей и ЗАО «Легпромразвитие».
Внедрение регулярного менеджмента, профессиональная эксплуатация персонала, мотивация, повышение точности корпоративного управления – вот далеко не полный перечень вопросов, рассматриваемых на семинаре.
Лекции Александра Фридмана – это непосредственное общение с аудиторией, высокий профессионализм. Александр Семенович теоретические выкладки подтверждает убедительными примерами, цитатами экономистов, бизнесменов, писателей. Его лекции насыщенные и предельно информативные.
После одной из лекций своими впечатлениями от семинара поделился генеральный директор «Белшины» В.В.Карпяк:
– Безусловно, у Александра Фридмана большой практический и теоретический опыт. У меня, как и у других руководителей, есть определенные знания и опыт в этой сфере, но мы редко задумываемся над тем, как их сложить в систему, словно таблицу Менделеева. А лектор помогает систематизировать знания.
Интересна мысль, что руководитель должен профессионально заниматься руководством, а не в одиночку решать какие-то глобальные задачи. Ведь, как говорится, один в поле не воин. Нужно больше заниматься руководством, чем исполнением. И важный момент для крупного предприятия – такая схема работы должна быть и у руководителей более низкого звена. Людей следует обучать искусству управления, – заключил генеральный директор.
В конце семинара я задал несколько вопросов Александру Фридману.
– Какую из своих книг вы посоветовали бы прочитать руководителям в первую очередь и почему?
– Книгу «Вы или вас. Профессиональная эксплуатация подчиненных». Почему? Потому что в ней я объясняю свою структуру менеджмента. Книга, на мой взгляд, имеет и практическое содержание. Я задаю систему координат. Менеджмент – дисциплина концептуальная, и она не имеет единой теории, единого прочтения. И поэтому в этой книге я попытался набросать контуры того, что я считаю системой.
– Вы помогаете руководителям структурировать свои знания, либо делитесь своими наработками, либо и то, и другое?
– И то, и другое. Моя задача, если говорить коротко, систематизировать, дополнить, расширить знания. Если это не кадровый резерв, а руководитель, имеющий практический опыт, то у него, безусловно, есть интуитивные наработки, опыт. Я задаю систему координат, причем гибкую, которую он может перестроить, и которая позволяет систематизировать знания и опыт и увидеть пробелы, а может быть заметить и лишнее. Человек может пользоваться молотком держа его неправильно, пока не испытывает больших проблем или считает, что проблема в другом. После моего обучения он может увидеть, что есть другая точка зрения и, может быть действительно молоток нужно держать по-другому, правильно.
– На ваш взгляд, хороший руководитель – диктатор или дипломат?
– Хороший руководитель в моем понимании – профессиональный руководитель. Хороший человек, хороший руководитель – для меня это два различных субъекта. Для того, чтобы быть хорошим профессиональным руководителем, хорошим человеком быть недостаточно. Он должен быть и хорошим человеком, но должен уметь быть и плохим. Потому что часть управленческих обязанностей вызывает конфликт. Есть такое понятие, как ситуационное лидерство. Руководитель должен уметь быть и диктатором, и дипломатом и понимать, когда кем быть и в какой пропорции. Ситуационное лидерство или ситуационный подход говорит о том, что руководитель владеет всей гаммой подходов и оптимально применяет то, что нужно для успешного руководства «здесь и сейчас». Для меня вот это профессионал.
Подводя итог семинару, можно сказать, что он прошел на высоком организационном уровне и был чрезвычайно полезен для руководителей в плане расширения и систематизации знаний касательно менеджмента.
Владимир ШЛОМАН (office@shinnik.by)
Фото Натальи АСТАШЕВИЧ.