Одна из основ буддийской философии – поиск и соблюдение идеального баланса – оказывается, может стать главной рабочей задачей (ну, как минимум одной из них). Очередной текст нашей «однодневной» рубрики – знакомство с работой балансировщика шин.
Шины любят счет
Галина Позняк не осваивала профессию балансировщика перед тем, как пополнить ряды шинников (произошло это в 1993 году), да и вообще устроилась работать по другой шинной специальности – сборщиком браслетов и брекеров на ЗСКГШ. На участок заключительных операций ЗМШ она перевелась уже в начале нынешнего века.
Каждая рабочая смена балансировщика шин стартует с подсчета и анализа остатков, переходящих от предыдущей смены. Дело в том, что линия инспекции качества – главный рабочий инструмент представителя данной профессии – одномоментно может проверять лишь одну конкретную модель и типоразмер, под каждую новую оборудование необходимо перенастроить. Поэтому первой на проверку отправится модель, экземпляров которой на начало рабочего дня будет больше, далее «переключения» будут проходить в зависимости от поступления новой продукции.
– Линия со всем справляется сама, мы лишь, скажем так, ассистируем ей, – так предваряет распорядок дня Галина Позняк. Спойлер: это некоторое преувеличение возможностей линии. Перед тем, как данный факт подтвердить, давайте с этими самыми возможностями разберемся. Здесь нам помогут выверенные комментарии инженера-технолога Аллы Бешановой.
Многоэтапный инспектор
Если совсем коротко: линия инспекции качества работает для того, чтобы проверить шину в условиях, максимально приближенных к реальным. Для начала в шине создается давление, далее на нее подается нагрузка, равная одной четвертой веса автомобиля, на который рассчитана эта шина. С помощью тензодатчиков на первом станке определяется силовая неоднородность шины (несоблюдение норм здесь чревато биением подвески, руля, уводом машины в сторону). Второй станок предназначен для проверки дисбаланса шины, или неуравновешенности ее по массе (в граммах). При выпуске деталей или сборке шин сложно выявить этот дефект материала, но станок, тестирующий шину со скоростью 400 оборотов в минуту, способен определить «узкое место». На станке определяются два вида дисбаланса – динамический и статический. Динамический определяется в двух плоскостях, по внутреннему радиусу, статический – в одной плоскости, по внешнему радиусу.
– Статический дисбаланс мы можем исправить с помощью наполненного клея, – дополняет Галина Позняк. – Но качество наших шин таково, что клеем пользуемся крайне редко. Динамический дисбаланс корректируется установкой грузов при монтаже шины на обод.
Шина, успешно прошедшая проверку на каждом из этапов, по ленте следует на склад готовой продукции с соответствующими цветными маркировочными отметками по боковине. В среднем за смену по линии мимо балансировщика проносится от 800 до 1200 шин.
По маминому совету
Если вы к этому моменту успели было подумать, что на этом участке техника полностью взяла на себя все функции и роли, то сейчас мы это мнение разрушим. Машина не всесильна и не автономна, человеческий фактор играет очень весомую роль.
– Проблемные моменты возникают нередко. Например, линия останавливается, но не сигналит об ошибке. Идешь проверять – оказывается, шина сбила датчик. Либо она просто не доезжает до датчика. Либо падает на «аварийник» и стопорит линию. Ну и, конечно, замена карт при переходе на новую модель, ободов для нового типоразмера… Словом, тут постоянно нужен глаз да глаз, скучать точно не приходится.
Об отношении Галины Васильевны к своей работе лучше всяких слов говорит то, что уже несколько лет на том же участке трудится балансировщиком ее сын Александр.
– Он перевелся с мехзавода по моему совету. После первых дней сказал, что только сейчас понял, как мне было непросто все эти годы. Но затем втянулся… Выходим мы в разные смены, на этом я настояла. Считаю, что сын под руководством матери работать не должен. Он и так всю жизнь под моим руководством, хватит уже…
Андрей ЧИЖИК
Фото автора