Когда речь идет о знаковых исторических событиях, нет ничего дороже живых свидетельств и воспоминаний. Сегодня, в рамках рубрики «Навстречу 50-летию «Белшины», мы начинаем публикацию цикла материалов, в которых ветераны предприятия делятся своими воспоминаниями. Это будут рабочие, специалисты среднего звена, руководители. Всех их объединяет одно – много лет они трудились на благо «Белшины». Наш первый гость – сборщик покрышек Василий Игнатьевич КЛЮЧКО.
В трудовой книжке Василия Игнатьевича всего три записи: работа на авиазаводе в Киеве, служба в армии и «Белшина». На предприятие он пришел в мае 1972 года. Устроился сборщиком на экспериментальный участок блока механических производств. Вместе с ним рука об руку трудилась и супруга Татьяна Николаевна. Молодого рабочего на полгода отправили на обучение в Ярославль.
– В 1972 году «Белшина» была совсем другой, – вспоминает Василий Игнатьевич. – На работу ездили на автобусе №8. Не было еще проходных. Помню, как на месте АИКа был огромный пустырь, за ним – овраг. На заводе стояли станки, на которых меня работать учили Николай Иванович Андреев и Николай Иванович Котрахов. Второго, к сожалению, уже нет в живых, а с Андреевым общаемся до сих пор. Все мы были молодыми энтузиастами…
В конце 1972 года Государственная комиссия подписала акт о вводе первой очереди завода крупногабаритных шин. В новые производственные цеха и перешел работать Василий Ключко. Хорошо помнит наш герой, как готовились на ЗКГШ к сборке первой шины, которую собрали 23 февраля 1973 года.
– Мы работали посменно. Помню, свулканизовали ее ночью.
Запомнилось, и как в сентябре меня вызвал к себе В.В.Зинченко, и говорит, что на завод поставили семь новых полуавтоматических станков, – рассказывает шинник. – Ты молодой, перспективный, давай осваивай их. Из Ярославля приехали специалисты нам помогать. Уже столько лет прошло, а я до сих пор их фамилии помню: Егоров, Лаптев. Мы не знали, как работать на полуавтоматах, всему учились. Я все досконально записывал, потом помогал настраивать станки, которые затем передавали сборщикам. Первую покрышку собирал более часа. В дальнейшем на сборку уходило минут тридцать.
Впоследствии уже Василий Ключко выступал в роли учителя и обучал молодых шинников. А потом сам выбрал себе станок, и проработал на нем вплоть до самой пенсии. Собирал шину размера 18.00-25. Почти сорок лет в одной смене, в одном цехе…
За освоение новых станков в 1974 году Василий Игнатьевич был награжден Золотой медалью ВДНХ.
– Был июль месяц. Первая смена. Работаю, а ко мне подходят и говорят, иди в актовый зал на заводское собрание. А там – награждение. К медали дали премию в двести рублей, – вспоминает наш герой.
Также за время работы Василий Ключко был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За трудовое отличие». Не единожды его фотография заносилась на Доску почета завода и Общества.
– Накануне 50-летия «Белшины» хочу пожелать родному предприятию процветания. Вот читал, что премьер-министр приезжал, утвердил разработанную стратегию развития. Дай Бог, чтоб все получилось, и «Белшина» вновь была везде на первых позициях. А всем шинникам желаю крепкого здоровья, счастья и удачи, – сказал на прощание Василий Игнатьевич.
Александра КАЛИНИНА (office@shinnik.by)
Фото автора.