В торговле, в условиях жесткой конкуренции, как и в природе – выживает сильнейший. Товар, в нашем случае шина, либо пользуется спросом, либо снимается с производства. Поэтому важно регулярно пополнять ассортимент продукции, так как рынок постоянно предъявляет все новые требования по качеству, спектру модельного ряда и типоразмерам. До того, как поступить в серию, новые шины проходят путь испытаний, анализа и корректировок.
Подробнее об этом рассказывает начальник отдела мониторинга и анализа управления по испытаниям шин и техническому сопровождению продукции Анатолий Леонидович МАКСИМОВ.
– Новые шины проходят предварительные и приемочные испытания. С момента разработки и выпуска шины до приемочных испытаний она проходит все виды предварительных стендовых испытаний, далее испытания проходят по программе приемочных, в том числе и подконтрольная эксплуатация опытных партий шин. Этим занимается УИТС. Кроме того, мы занимаемся сертификацией новых и инспекционным контролем серийных шин, организуем испытания на соответствие требованиям Правил № 117 Европейского комитета – это обязательное условие для поставок шин в ЕС и страны Таможенного союза. При испытаниях проверяются уровень шума, топливная экономичность и сцепление с мокрой дорогой.
В этом году практически все шины ассортимента легковых, легкогрузовых и грузовых шин на договорной основе прошли испытания в России в АНО «Шинтест». По итоговым протоколам на 108 типоразмеров шин получены сертификаты соответствия Правилам № 117 ЕКООН и сертификаты Таможенного союза. Сейчас сотрудники управления и специалисты других подразделений ведут работу по переносу этих испытаний из России на Белорусский республиканский полигон».
Как отмечает Анатолий Леонидович, управление и его подразделения решают ряд важных задач. Например, до постановки сельхозшин на серийное производство они должны выполнить определенный цикл работ в сельхозорганизациях. На это порой уходит около 6 лет. Для сокращения срока этих испытаний сотрудники отдела мониторинга и анализа прорабатывают вопрос проведения таких же испытаний на специальном стенде, который создаст аналогичные, как в поле, условия эксплуатации, что позволит уменьшить время испытаний в 4-5 раз. На договорной основе с Белорусской машиноиспытательной станцией, аккредитованной на право проведения испытаний всего ассортимента сельхозшин, разработана методика проведения таких испытаний. Подготовлено техзадание на разработку стенда и решается вопрос его изготовления.
Подконтрольная эксплуатация опытных партий серийно выпускаемых шин проходит в Микашевичах, а также испытываются новые шины в Кемеровской области России. «Наш инженер там регулярно отправляет отчеты со всей информацией об испытываемых шинах, – продолжает А.Л.Максимов.– Система контроля давления и температуры отслеживает каждую шину. По полученным данным строится прогноз по интенсивности износа. Определяются повреждения, возникающие во время эксплуатации, и состояние протектора. На испытания направляются шины, изготовленные по различным технологическим картам, и в процессе испытаний видно, какие из них показали лучшие результаты».
Грузовые и легковые шины проходят подконтрольную эксплуатацию в субъектах хозяйствования нашей страны, где отслеживаются их характеристики. Специалисты отдела мониторинга и анализа еженедельно получают информацию о максимальных пробегах ЦМК шин, в том числе ведут анализ эксплуатационных характеристик наших шин размера 225/65 R17 модели Бел-295, установленных на трех автомобилях «Джили» белорусской сборки.
«Раньше мы работали по ГОСТам СССР, которыми определялись эксплуатационные требования к шинам только на уровне показателей конечного пробега – то есть, не могли полностью дать характеристику шине, – подводит итог Анатолий Леонидович. – А сейчас руководствуемся такими международными документами, как стандарты Европейской комиссии ООН, «Японский промышленный стандарт», национальные стандарты Индонезии и другими, которые предъявляют к шинам гораздо более высокие требования.
Таким образом, можно сказать, что налажена четкая и прозрачная система мониторинга и анализа эксплуатационных качеств наших шин, что позволяет их совершенствовать и повышать качество, отвечая самым требовательным международным стандартам и нормам».
Владимир ШЛОМАН (vladimir.schloman@yandex.ru).
Фото Игоря ДРАПЕЗЫ.