Такие приборы у нас есть только на заводе массовых шин. Служат они для вибродиагностики рабочих узлов станков и линий. Как известно, в местах износа образуется повышенное трение и вибрация. Виброметр «засекает» их и как врач больному ставит диагноз – надо менять, например, подшипник.
Прежде, когда таких приборов не было, рабочие определяли исправность или неисправность узла по температуре, вибрации, шуму. Но определение неисправности «на глазок» оказывалось не всегда верным. Порой узел, с виду нормальный, ломался в разгар работы, а порой, посчитав его подношенным, проводили немалую работу – снимали вал (а на наших станках он может весить несколько тонн), чтобы заменить тот же подшипник, и выяснялось, что он еще может послужить. То есть, выполняли фактически пустую работу.
Использование виброметров позволило свести на нет подобные казусы, поскольку прибор способен точно назвать какой узел находится в критическом состоянии и его нужно менять незамедлительно, а какой еще поработает не один месяц.
Виброметры упакованы в чемоданчики размером с ноутбук, их подносят к станку или линии, и датчики с магнитными наконечниками, закрепленные на узлах, проводят соответствующие измерения. После этого все снятые параметры загружаются в компьютер и выстраиваются соответствующих таблицах, которые и выдают конкретные рекомендации.
Фирма «ТсТ» (Санкт-Петербург), выпускающая такие приборы, при поставке двух виброметров на «Белшину» обучила работе с ними четырех специалистов с разных заводов.
Александр СТЕПАНОВ.
Фото Игоря ДРАПЕЗЫ.