Немногим шинникам повезло воочию наблюдать баттлы гоночных грузовиков и приветствовать на финише их победителей – экипажи «красных молний» из команды «МАЗ-СПОРТавто». Ведущий инженер по испытаниям шин ОИТС ИТЦ Борис КЕТОВ один из таких счастливчиков: по долгу службы он выезжал на ралли-рейды уже пять раз. Рассказ-погружение в атмосферу больших гонок – вашему вниманию.
Рестарт партнерства
– Возможно, не все уже припомнят, что партнерство «Белшины» и «МАЗ-СПОРТавто» стартовало еще в 2018 году. Тогда же на ралли в Астрахань ездил руководитель отдела эксплуатационных испытаний шин и технического сопровождения продукции Владимир Жучков. На этой гонке мазовцы впервые использовали наши шины 14.00R20 модели BEL-248. Они только вышли в серию, это был еще достаточно сырой продукт, в проекции на то, какие сверхзадачи ему предстояло решать. Члены команды тактично отметили некоторые положительные моменты, но сотрудничество года на два поставили на паузу.
В 2020 году произошел рестарт: у МАЗа возникли сложности с приобретением импортных шин, актуализировалась необходимость в разработке отечественного продукта, способного стать достойной заменой творениям предыдущих партнеров. Честно, с долей опасения приступали к этой работе. Но наш руководитель – начальник УИТС Михаил Чернявский – сумел мобилизовать коллектив, разъяснив важность дела: и имиджевую, и практическую.
В лагере автокочевников
– С чего начинается ралли? С дороги к месту старта. Выглядит это впечатляюще: команда из 30 человек – члены экипажей, механики, электрики, слесари – выдвигается из Минска целой автоколонной. Гоночные авто, кстати, следуют не своим ходом, а на специальных полуприцепах. С недавних пор они тоже «обуты» в шины от «Белшины».
На месте участники располагаются в гостинице, а техника на бивуаке. Он может размещаться и в чистом поле, и в городской черте. Со стороны бивуак выглядит как большая автомастерская. Он живет по своему таймингу. Во время гонок члены команд следят за результатами, болеют за своих, а техбригады сидят на низком старте, чтобы при необходимости сорваться с места и полететь к гоночному автомобилю для дозаправки или ремонта. Но настоящее оживление начинается, когда машины прибывают с гонки: до завтрашнего этапа необходимо устранить все «травмы», по возможности внести коррективы. Обычно стандартное обслуживание занимает 3-4 часа, но порой, если выдалась тяжелая гонка, техники работают всю ночь, при свете фар и фонариков, причем в любую погоду.
Когда я оказался на бивуаке впервые, поначалу просто не понимал, что происходит: 20 человек бегают вокруг трех авто и что-то делают. Вник в суть процесса только ко второй поездке…
Тортик после финиша
– Моей зоной ответственности, разумеется, были шины: снятие данных по их состоянию, осмотр на предмет наличия дефектов, выдача рекомендаций гонщикам. Надеюсь, эти советы были полезны. И, конечно же, собрать как можно больше информации по шинам для наших технических служб.
Как работалось в команде? Большинство мазовцев – молодые парни, мы все на одной волне. Общий язык нашли быстро, общались не только по текущим вопросам.
Однажды ребята организовали мне «максимальное погружение»: прокатили на грузовике на полной скорости. Каково это? Никогда раньше не испытывал таких ощущений. Грузовая машина, идущая в занос – это нечто непередаваемое. Но повторять такой аттракцион для удовольствия не стану… Зато понял, что ремесло гонщика – адский труд. Хотя убедился в этом и раньше, когда видел лица парней, выходящих из кабины после финиша.
Отмечу роль «играющего тренера» «МАЗ-СПОРТавто» Сергея Вязовича: класс и опыт гонщика вкупе с умением сплотить команду делают его настоящим лидером. Ему удалось так построить работу, что парни понимают его с полуслова.
Командный дух – это вообще фишка МАЗа. В Астрахани, помню, у одного из гонщиков был день рождения, и команда его поздравила сразу после гонки. Даже мини-тортик со свечой вручили.
Термометр для шины
– На прошедшем в сентябре «Симбирском тракте» мы впервые применили техническую новинку – датчики, считывающие показания температуры и давления с шин непосредственно по ходу гонки. Было много технических трудностей. Для реализации всех наших планов в каждую шину пришлось вместить сразу по 3 датчика. Благодаря им мы смогли понять, в какой зоне какая температура генерируется, на какой позиции, на каком давлении. С температурами, возникающими во время гоночных сверхнагрузок, мы еще не сталкивались, в этом плане ралли для нас уникальный испытательный полигон. Скоростная нагрузка, жесткие условия эксплуатации, высокая сдвиговая деформация, особенности конструкции авто: все эти факторы в совокупности становятся причинами аномальных перегревов, срывающих «шашки» протектора (эти истории слышал уже, наверное, каждый шинник). Если мы в каждом из этих факторов сумеем отыграть по одному-два градуса, это будет большим достижением.
Полученный объем данных и знаний показывает, куда нам двигаться в дальнейшей работе. Сейчас у нас на руках расписание на будущий сезон. С ним и будем синхронизировать план совместной работы.
Фото предоставил Борис КЕТОВ