Анатолий Готовчик: «Я даю рисункам имена» | Официальный сайт газеты "Шинник"
00:05
10.09.2025

официальный сайт
www.shinnik.by
Четверг, 29 Июнь 2023
Анатолий Готовчик: «Я даю рисункам имена»

В конце июня отмечается необычный профессиональный праздник – Всемирный день промышленного дизайна. Название звучит почти как оксюморон: профессия обязывает виновников торжества искать и находить гармонию между эстетичностью и функциональностью, быть одновременно физиком и лириком. Каково это – объединять столь разные подходы? Секреты раскрывает начальник бюро дизайна протектора и боковины шин ИТЦ Анатолий Иванович ГОТОВЧИК.


«Осваивал это дело почти с нуля»

– Мы не так давно создали наше бюро дизайна – года три с половиной назад. Но разработкой рисунка протектора и боковины я начал заниматься с 2011 года. Тогда как раз была проведена большая модернизация завода массовых шин. Новое оборудование позволяло выйти на уровень мировых стандартов, пришло время делать высоколиквидную продукцию. Генеральный директор Николай Владимирович Чирун вызвал меня и сходу сказал: «Вот тебе поручение»... Поскольку в то время я был начальником отдела рекламы, то и к новому делу подошел, применив принципы создания рекламного продукта. Придумал названия новых зонтичных брендов – Artмotion, Bravado, Forcerra, Escortera – все, начиная с легковых шин и заканчивая «сельхозками». Сегодня только Artмotion – это уже линейка в районе 16 типоразмеров.

Но я немного отвлекся, мы ведь о создании рисунков протектора собирались поговорить. Этому делу у нас нигде не учат, поэтому мне пришлось осваивать его по сути с нуля. Тщательно изучал иностранные аналоги – долго вертел каждую шину в руках, делал промеры, старался понять, как работает тот или иной элемент… Со временем кое-что стало получаться. Сегодня с уверенностью могу сказать, что в плане дизайна мы пришли к нормальным результатам. Считаю, что рисунки протекторов и боковин наших шин точно не хуже известных образцов мирового уровня. Мне за свою работу в этом сегменте однозначно не стыдно.

«Возможно, это будет «магия»

«Слезы Зевса», «Полет мотылька», «Музыка дождя» – это не названия артхаус-фильмов или скрипичных этюдов. Об этом знают практически все шинники – они сразу поймут, что речь идет о рисунках протекторов шин. Такие неофициальные названия им дал сам автор.

– Подобные образы в ­своей работе я стал применять в качестве первоосновы. Эти имена не отражены в официальных документах, но, как мне кажется, стараниями «сарафанного радио» они стали уже достаточно популярны. «Слезы Зевса» – правда ведь, любой разглядит в рисунке элементы-молнии? На шинах «Полет мотылька», которыми мы комплектуем автомобили от «БелДжи», легко читаются контуры крыльев. «Музыка дождя», «Одинокий черный аист»… Да много у меня таких вещей. Рисунок протектора в сочетании с именем лучше усваивается на уровне подсознания, закрепляя ассоциации с конкретной шиной. Как результат – продвигать такой продукт гораздо проще.

Последнее время в разработке дизайн-проектов уделяю много внимания белорусской тематике. Из собс­твенного многолетнего опыта, сформированного еще в ту пору, когда занимался продвижением продукта, я вывел: на зарубежных выставках нас не очень-то узнают. У нас хороший товар, но вот представить его на должном уровне выходит не всегда. Вот ярчайший пример: старый наш логотип «Белшина» многие иностранцы считывали как «Белчайна». И говорили: «О, китайцы!»… Поэтому дизайн новой грузовой шины – она уже испытания прошла, скоро будем ставить на производс­тво – сделал в подчеркнуто национальном стиле. Очень интересно вышло, по-моему.

Следующий шаг – дизайн легковых премиум-шин. И в этом случае в концепцию я заложил национальные символы. В рисунок протектора «вплетены» славянские знаки силы, знак Белобога, вообще много интересных «магических» элементов. На национальных символах построена и композиция дизайна боковин. Считаю, что наши славянские символы весьма узнаваемы. Продукт должен иметь свое лицо, и национальная атрибутика в этом плане – удачное решение. Думаю, что при правильном позиционировании такой подход позволит подать этот продукт с максимальной экономической эффективностью. Попробуем еще обыграть эту концепцию слоганом. Возможно, исполь­зуем слово «магия»… Во всяком случае, с Китаем теперь нас точно не спутают.

«Простой набор линий не продашь»

На ключевой вопрос нашей беседы у Анатолия Готовчика давно найден ответ.

– Дизайн – это прежде всего функциональность. О дизайне протектора я всегда говорю: рисунок – это не красота, а функция. А правильный дизайн всегда будет красив, такая вот диалектика. Во главу угла мы, безусловно, ставим функциональность, причем не теоретическую, а подтвержденную интенсивными испытаниями. Но, опять же, простой набор линий без какой-либо концепции продать будет гораздо сложнее.

В целом насчет дизайна нашего продукта: сравните то, что есть у нас сейчас, с образцами в старых каталогах – это же небо и земля. Сегодня наш продукт хотя бы в сегменте легковых шин практически ничем не уступает аналогам-иностранцам.

Стандартный финишный вопрос – о планах, которые пока находятся в статусе идей, вызывает у Анатолия Ивановича легкую улыбку:

– Знаете, в мастерской художника вам никогда не покажут незавершенное полотно. Идей много, но давайте пока не будем о них говорить. А вот о новой летней шине из новой «славянской» линейки Artмotion премиум-класса несколько слов сказать можно. Она уже разработана, сейчас готовим презентацию. Мы применили очень много различных технологий: и резонаторы Гельмгольца, которые понижают шум, и ряд элементов для уменьшения аквапланирования, и боковые внутренние и наружные ассиметричные блоки… До «премьеры» осталось совсем немного.

Андрей ЧИЖИК
Фото автора

Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Единый день информирования населения (ЕДИ) Пятилетка качества День победы
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ...
Интересно знать: шоколад
Интересно знать: шоколад

Шоколад использовался в качестве денег во времена майя. В ход шли и фальшивые «деньги»: поддельные бобы лепились из глины.

В плитке шоколада содержится не меньше 50 мг кофеина. В чашке эспрессо столько же.

Дерево, на котором растут какао-бобы имеет научное название – «Еда богов».

Впервые какао было приготовлено на Ямайке в 1700 году.

Всеобщую известность приобрели три разновидности шоколада: темный, молочный и белый. Но есть еще один – белокурый. Он содержит 32% какао.

Насчитывается более 600 ароматов шоколада.

Годового урожая какао-бобов, собранного с одного дерева, хватит только на 10 шоколадных батончиков.

Производство шоколада – один из самых успешных проектов в мире. Известно, что оборот шоколадной промышленности составляет более 75 млрд долларов.

Самая дорогая шоколадка стоила 687 долларов. Шоколадный батончик Кэдбери был продан за огромную сумму, насчитывая на тот момент возраст более 100 лет.

Аромат шоколада положительно влияет на увеличение продаж. Журнал по изучению психологии установил связь между интенсивным запахом шоколада и ростом продаж в магазинах.

Несмотря на то, что какао впервые использовали в Центральной и Южной Америке более 4000 лет назад, почти 70% мирового какао-сырья произрастает сейчас в Африке. Кот-д’Ивуар является одним из крупнейших производителей какао, обеспечивая около 40% мировых поставок.

Время произрастания какао-деревьев может достигать 200 лет, но период плодоношения составляет всего лишь 25 лет.

Практические все какао-деревья находятся в пределах 20 градусов от экватора, причем 75% растут на расстоянии в 8 градусов с обеих сторон.

Шоколадное производство превратилось в такую гигантскую отрасль, что от 40 до 50 миллионов людей по всему миру заняты выращиванием и получением какао.

Люди, находящиеся в состоянии стресса потребляют на 55% больше шоколада, чем их не депрессивные знакомые.

Исследователи не обнаружили никакой связи между прыщиками и шоколадом.

Исследования показывают, что темный шоколад улучшает память, остроту внимания, скорость реакции и умение решать проблемы, за счет увеличения притока крови к мозгу.

Первое шоколадное печенье было изобретено в 1937 году.

В 2002 году была изготовлена самая большая коробка шоколада. В ней находилось более 90 тысяч конфет.

Первая механическая машина по производству шоколада была изготовлена в 1870 году.

Примерно 40% миндаля, произведенного в мире, идет на добавки для шоколадных изделий.

По материалам: candystor.ru


© «Шинник», 2015
Использование материалов разрешено только с размещением активной ссылки на наш сайт.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО