10 лет назад на ЗСКГШ запустили суперсовременные линии резиносмешения. Вспоминаем, как это было | Официальный сайт газеты "Шинник"
19:11
11.08.2025

официальный сайт
www.shinnik.by
Пятница, 8 Август 2025
10 лет назад на ЗСКГШ запустили суперсовременные линии резиносмешения. Вспоминаем, как это было

Эту модернизацию на «Белшине» в свое время недаром назвали технологическим прорывом. В процессе монтажа и запуска участвовали десятки профессионалов самого разного профиля: работники предприятия, подрядчики-строители, иностранные специалисты. В итоге на двух заводах – сначала сверхкрупногабаритных, а затем массовых шин – заработали восемь суперсовременных линий резиносмешения.

Зам. начальника по технологии подготовительного цеха ЗСКГШ Алексей Жилкин

Экономический эффект окупил все вложения и оправдал все ожидания. 11 августа 2025 года исполнится 10 лет с момента принятия в эксплуатацию первых двух линий на ЗСКГШ. Отличный повод вспомнить, как это было.

От идеи до реальности

Любая шина начинается с резиносмешения. Качество и скорость в этом процессе напрямую зависят от оборудования, и когда назревает необходимость улучшить и ускорить, принимается решение о модернизации. В рамках реализации инвестиционного проекта «Главный корпус завода СКГШ. Создание производства ЦМК шин радиальной конструкции с посадочным диаметром до 63 дюймов с реконструкцией подготовительного цеха» летом 2013 года «Белшина» заключила контракт на поставку восьми линий резиносмешения производства немецкой фирмы Harburg-Freudenberger, предназначенных для подготовительных цехов заводов сверхкрупногабаритных и массовых шин. Монтаж новых линий начался в 2014 году на ЗСКГШ.

Архивное фото монтажа новых линий

– Вокруг цеха, будто грибы после дождя, выросли десятки бытовок, в которых обосновались подрядчики, приглашенные для выполнения работ, связанных с установкой нового оборудования, – вспоминает заместитель начальника по технологии подготовительного цеха ЗСКГШ Алексей Жилкин – человек, который был в эпицентре тех модернизационных событий от начала до финала. – Также приехала интернациональная команда иностранных специалистов. В составе немецкого оборудования есть комплектующие и других производителей, поэтому для консультаций по установке и для обучения работе прибыли эксперты из Германии, Италии и Словакии.

Есть контакт!

Каждый отвечал за свой процесс. «Время» буквально означало «деньги», поэтому межъ­языковые барьеры приходилось ломать, что называется, на ходу. Общий язык находили даже без переводчика.

– У нас работает слесарь-ремонтник Дмитрий Закржевский, – рассказы­вает Алексей Жилкин. – И ему приходилось тесно контактировать с немецким отладчиком по имени Андрюс. Что Дима по-немецки, что Андрюс по-нашему – «два слова со словарем». Тем не менее оживленно общались – правда, помогая жестами, – и отлично понимали друг друга.

Вальцовщик резиновых смесей Виктор Москалев

Команда мечты

Команда шинников, задействованных в модернизации, была довольно обширной. Замначальника цеха перечислил много фамилий. Это ряд специалистов ЦЗЛ под руководством Татьяны Янковской; работники контрольной лаборатории подготовительного цеха ЗСКГШ во главе с начальником Валентиной Купцовой; технологи Наталья Садчикова, Марина Радкевич, Андрей Хомутов, сейчас он начальник контрольной лаборатории; мастер КИПиА Вадим Завьялов; слесарь КИПиА Михаил Маржевич; тогда механик, а ныне начальник цеха Олег Аврамчик. И многие другие. К слову, одновременно с модернизацией в цехе аналогичный процесс проходил и в контрольной лаборатории: там монтировалось новое испытательное оборудование.

Для установки сложного, массивного оборудования требуется подготовка соответствующей основы. Необходим демонтаж абсолютно всего, что на этой площади находится. Затем удаление старого основания. Земляные работы: котлован нужен достаточно глубокий. Проведение целой сети коммуникаций. Наконец заливка сложного фундамента и укладка финишного основания.

Естественно, параллельно со всем этим продолжалась работа по изготовлению резиновых смесей на старом оборудовании. И цех не остановился ни на день, говорит Алексей Жилкин.

Холодильщик резиновых смесей Андрей Вихров

Автоматизация и безопасность

Новые линии – автономные, с разным функционалом. Предназначены для изготовления резиновых смесей – от стартовых маточных до окончательных уже с серо-ускорительной группой. В чем преимущес­тво нынешних по сравнению с прежними, производства киев­ского завода «Большевик»?

Максимальная автоматизация: ручного труда почти не осталось. Умная техника, однако с возможностью регулировки целого ряда параметров и контроля физико-механических процессов. Ниже затраты на электроэнергию и в целом себестоимость. Несравнимое качество смешения. Строго выверенный температурный режим. И значительно более высокая производительность.

По словам главного инженера ЗСКГШ Александра Севостьянова, исследования показали, что норма расхода электроэнергии на производство резиновых смесей на старом оборудовании составляла в среднем 218,84 кВт*ч. А на новом – 170,78 кВт*ч. Вывод: затраты электроэнергии стали ниже на 21,96%!

Отдельное одобрение – предусмотренная техника безопасности. Доступ к потенциально опасным участкам линии контролируют фотобарьеры: сунулся – стоп, машина!

Все перечисленные достоинства в полной мере относятся и к линиям, установленным в подготовительном цехе на завода массовых шин, там до «линейного» юбилея еще год.

Машинист Александр Парахневич

Логика нумерации

Установленные на ЗСКГШ линии называются: 5H, 6H, 7H и 9H. Почему не с единицы, что за буква «H», и каким образом из очередности выпала «восьмерка»? Об этом мало кто задумывается – просто привыкли к названию. Открыть секрет мы попросили Алексея Александровича.

– В соответствии с контрактом, новые линии 1, 2, 3 и 4 должны были стать на ЗСКГШ (с пятой по восьмую – на ЗМШ). Но у нас все еще работали некоторые старые линии. И они были пронумерованы с первой по четвертую, а еще 8-я и 10-я. Поэтому, чтобы не возникло путницы, обновку мы решили нумеровать с цифры 5. А поскольку номер 8 был еще занят, четвертую по счету линию наименовали как 9H. «H» – это первая буква производителя, немецкой компании «Harburg-Freudenberger».


Для всей «Белшины»

Такие линии успешно функционируют на двух заводах, но отработка режимов и рецептур изначально проходила именно на ЗСКГШ, подчеркивает заместитель начальника подготовительного цеха. Датой завершения отработки и выхода на производство в подготовительном цехе ЗСКГШ считают 4 августа 2015 года. В этот день две линии из четырех запустили в беспрерывную работу на 72 часа. Изготовленные по итогу три заправки маточной смеси успешно прошли акт приемки и в дальнейшем были направлены в шинное производство. Позже в полномасштабную работу включили и остальные. Но именно 11 августа – день принятия в эксплуатацию первых двух высокотехнологичных линий резиносмешения.

Сегодня изготовленные на заводе СКГШ резиновые смеси используются не только для производства сверхкрупногабаритных шин, но и самых разных типоразмеров на других шинных заводах предприятия.





Андрей ЮРЕВИЧ
Фото автора и из архива Алексея ЖИЛКИНА

Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Единый день информирования населения (ЕДИ) Пятилетка качества День победы
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ...
Интересно знать: кометы
Интересно знать: кометы

Кометы появились вместе с возникновением Солнечной системы четыре с половиной миллиарда лет назад.

Все наблюдаемые в Солнечной системе кометы обращаются вокруг Солнца по очень вытянутым орбитам.

У комет обычно два хвоста. Первый, пылевой, второй состоит из газов.

Хвост кометы может простираться очень далеко. Например, у кометы Хиякутаке длина хвоста составляла около 580 миллионов километров.

Как и астероиды, кометы движутся со скоростью 20 километров в секунду.

Чем дальше от Солнца, тем больше комета представляет собой обыкновенную каменную глыбу.

Центральная часть кометы представлена каменным ядром. Оно составляет до 90 процентов ее массы.

Существует множество комет. Самая маленькая из них имеет ядро диаметром шестнадцать километров, самая крупная – сорок.

В настоящее время обнаружено около четырех тысяч комет, но в окружающем нашу систему за Поясом Койпера в Облаке Оорта их может находиться около триллиона.

До сих пор точно неизвестно, откуда берутся кометы. Одна из самых популярных теорий гласит, что кометы образовались из остатков вещества во времена формирования Солнечной системы.

Пыль и другие частицы, выделяемые кометой при нагревании, оседают на ее орбиту. Если Земля (или другая планета) в этот момент пересекает орбиту кометы, то эти частицы падают на планету в качестве метеоритного дождя.

В начале XX века в небе можно было невооруженным взглядом наблюдать яркий хвост кометы Галлея.

Первое упоминание о комете Галлея зафиксировано в 240 году до нашей эры в китайских хрониках.

Комета Галлея периодически посещает Солнечную систему. Она заходит в пределы Солнечной системы каждые 76 лет.

Юпитер для Земли играет роль своеобразного щита – его мощная гравитация притягивает кометы и астероиды, некоторые из которых в результате попадают в его атмосферу и сгорают.

Все кометы различаются по цвету. Чем моложе комета, тем больше льда содержится в ее ядре. Поэтому новые кометы отличаются голубоватым оттенком.

Как только комета начинает совершать циклы вокруг Солнца, льда в ядре становится все меньше и меньше, и комета желтеет.

По материалам Общенет


© «Шинник», 2015
Использование материалов разрешено только с размещением активной ссылки на наш сайт.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО