09:28
25.06.2019

официальный сайт
www.shinnik.by
Понедельник, 21 Август 2017
10 баллов за выбор

Мы уже писали о тесном сотрудничестве Белорусского государственного технологического университета с ОАО «Белшина». А в этот раз о подготовке специалистов и процессе обучения в БГТУ расскажут декан факультета технологии органических веществ Юрий Сергеевич Радченко, а также трое студентов, заключивших договор на целевое обучение.

– Я думаю, самое сложное - это заставить себя учиться, – считает Юрий Сергеевич Радченко. – Многие просто ленятся. Чтобы стать хорошим специалистом, недостаточно одного посещения занятий. Нужно регулярно готовиться дома: делать лабораторные, курсовые. Иногда студенты уделяют мало времени на это, и у них появляются задолженности и пробелы в знаниях. Самые запущенные случаи завершаются отчислением.
– Какие дисциплины сложнее всего даются студентам?
– В основном это инженерные дисциплины. На первом курсе – математика, химия. На втором – органическая химия, физика, механика. Можно сказать, это такие фундаментальные классические дисциплины, без которых хорошего инженера не получится. Позже, на третьем курсе, начинаются дисциплины по специальности, которые сложно усвоить без базовых знаний. Обычно студентам старших курсов учиться легче, но есть свои сложности, например, курсовые проекты. Зато однозначно учеба становится интереснее.
– Сколько студентов сейчас учатся за счет средств ОАО «Белшина»?
– В настоящее время обучается 8 человек. Это студенты 3-го курса и один – второго. На третьем курсе у нас все «эластомерщики-технологи» и один студент – будущий конструктор. Все «целевики» из Бобруйска.
Несколько лет назад у нас появилась специализация «Конструирование изделий из полимерных материалов и формирующих инструментов». После каждой сессии мы высылаем на «Белшину» результаты сдачи экзаменов, чтобы на предприятии было представление об успеваемости студентов, которым оплачивают обучение.
– Много ли девушек учится на факультете?
– По статистике 75 % студентов – это девушки. Специальность «Химическая технология органических веществ материалов и изделий», как правило, больше привлекает парней, а на специализации по эластомерам больше девушек, но в последнее время мы достигли равенства, хотя в целом факультет больше женский.
– Как проходит практика у студентов?
– Первая ознакомительная – после 3-го курса. После 4-го курса – технологическая практика. Во время нее студенты детально изучают определенное производство и готовят курсовые проекты, а многие затем и дипломные работы. Завершающим этапом становится преддипломная практика после последней сессии.
– В чем преимущество договора на обучение с ОАО «Белшина»?
– Во-первых, студент бесплатно получает образование и специальность. Заключив договор с предприятием, абитуриент уже имеет гарантию поступления, так как конкурс на платную форму не слишком большой. Университет со своей стороны на протяжении всего обучения обеспечивает таких студентов общежитием. Также преимущество в том, что все виды практик студенты проходят на «Белшине». На предприятии можно сразу отслеживать успехи студентов и готовить каждого практиканта к определенной работе. И безусловный плюс – дальнейшее трудоустройство. Поэтому целесообразность в заключении такого договора несомненно есть.
– В каких отношениях находятся университет и ОАО «Белшина»?
– На предприятии есть филиал кафедры – это значит, что можно говорить о максимальном сотрудничестве в образовательном плане. На производстве проходят занятия, преподаватели выезжают туда и проводят консультации с заочниками. Студенты проходят там все виды практик. «Белшина» помогает в учебном плане. Председателем комиссии по защите дипломов в последние годы является первый заместитель гендиректора-главный инженер Сергей Николаевич Каюшников. Он оценивает итоговые работы и принимает госэкзамен по специальности. Мы привлекаем к руководству дипломами работников конструкторской службы «Белшины», они дают рецензии на дипломы. Поэтому можно говорить о максимальной степени сотрудничества и взаимодействия между университетом и предприятием.

После беседы с деканом, мы встретились со студентами-целевиками Андреем Гормашем, Алесей Масловой и Андреем Гавликом. Все трое ребят родом из Бобруйска, учатся на 3 курсе по специальности «Технология переработки эластомеров».

– Как вы узнали о наборе на целевое обучение и почему выбрали именно эту специальность?
– Знакомые родителей работают на «Белшине», они рассказали, что будет проводится набор на целевое обучение, – отвечает Андрей Гормаш. – Потом я обсуждал эту новость с другом, его отец услышал наш разговор и посоветовал подумать об этом. Я все взвесил, и решил пойти на собеседование. Собрал все необходимые документы и в итоге поступил. Мы сдавали ЦТ по химии, математике и языку на выбор. Родители не давили на меня, а только поддерживали. Это был полностью мой выбор. Сейчас учусь, бывает непросто. Какие-то предметы, конечно, больше нравятся, какие-то – меньше. Как и везде есть свои плюсы и минусы. Самое сложное для меня – это непрофильные предметы.
– Я не совсем согласна с Андреем, – вступает в беседу Алеся Маслова. – Мы же поступили в университет не только для того, чтобы изучить свою специальность, но и чтобы расширить кругозор в целом.
– До поступления в университет я закончил Бобруйский государственный механико-технологический колледж, – рассказывает свою историю поступления Андрей Гавлик. – Там я и увидел объявление, что «Белшина» набирает студентов на обучение по сокращенной программе. Прошел собеседование и поступил. Несмотря на то, что я закончил колледж, буду учиться также, как и другие, 4,5 года. Конечно, мне очень помогают знания, которые я получил в колледже. Здесь я их расширяю.
– Как проходил отбор?
– На собеседовании были представители как из университета, так и от «Белшины».
Спрашивали балл аттестата, сколько баллов мы набрали по РТ, и почему решили поступать именно на эту специальность, – уточняет Алеся.
– Были ребята, которым сразу отказывали, – продолжает Андрей Гавлик. – Со мной в колледже учился парень, он не прошел собеседование. Обращали внимание не только на баллы, но и на поведение, манеру общения. Мой одногруппник был молчаливый и замкнутый, наверное, это тоже сыграло свою роль.
– Почему ты решил поступать именно на эту специальность?
– Я закончил колледж по этой специальности. Мне понравилось, и я понимал, что меня ожидает. Поэтому захотел продолжить обучение именно в этом направлении. В основном, все мои друзья пошли работать или учиться на заочное отделение, но я решил, что все-таки лучшее образование – это дневное. Мои родители были «за», и во всем старались меня поддерживать. Живу в общежитии, все устраивает, – рассказывает Андрей Гавлик.
– А что легче всего дается в учебе?
– Легко даются наши профильные предметы, – продолжает Андрей Гормаш. – Если на 1 и 2 курсах нам преподавали предметы из расчета, что мы уже многое знаем из школы, то профильные дисциплины изучаются с нуля. Мы изучили основы и пошли дальше, поэтому это легко. Здесь не нужно было восполнять какие-то пробелы, если ты что-то недоучил в школе.
– Что можете сказать о жизни в общежитии?
– В общежитии все устраивает, – рассказывает Андрей Гормаш. – Я живу возле станции метро «Михалова». Добираться дольше, чем тем, кто живет в общежитиях в центре города, но главное, что рядом метро. В общежитии достаточно комфортабельно, блочная система. В блоке по 2-3-4 человека.
– И все зависит от человека. Если он аккуратный, то уют можно везде создать, – добавляет Алеся.
– Чем предпочитаете заниматься в свободное время?
– Мы учимся во вторую смену, поэтому свободного времени очень мало. График разбит, в час начинаются занятия и длятся до 7-9 часов. В субботу мы тоже учимся, поэтому времени очень мало.
К разговору присоединяется Андрей Гавлик:
– К сожалению, вторая смена не дает такого запаса времени, чтобы все успевать. Хочется и выучить все, и пойти погулять, и просто отдохнуть, а если кто-то еще активно участвует в культурной жизни университета, то совсем трудно везде успевать. Мы больше в учебе. Но при возможности я люблю ходить на выставки или в театр, кино. Я понимаю, что сейчас мы в столице, и надо пользоваться возможностями, которых потом не будет.
– Алеся, а как ты узнала о том, что «Белшина» будет заключать договоры на целевое обучение?
– О наборе я узнала из газеты, папа прочитал, он работает на «Белшине», и предложил мне сходить на собеседование. Если честно, после 10-го класса я долго определялась, с какой профессией хочу связать жизнь. Я знала одно, что мне нравятся математика и химия. После долгих размышлений пошла на собеседование и поняла, что хочу поступить в БГТУ на эту специальность. Мне кажется, что это хорошая профессия и в будущем она будет востребована. Я ни капли не жалею, что сделала этот выбор. Конечно, есть свои нюансы в плане учебы. Можно сказать, что бывает тяжеловато все выучить. Я поддерживаю связь с одноклассниками, все делятся успехами в учебе. Мы сравниваем, оказывается, где-то легче учиться, а где-то сложнее. Но все равно учеба есть учеба, нужно стараться, меня все устраивает. Я человек мобильный, везде успеваю. Не было такого, чтобы что-то совсем не понимала. Да, есть более сложные предметы, есть полегче. Тяжелей всего было, наверное, с физикой.
– Нравится ли жить в общежитии?
– Да, все прекрасно, я живу в общежитии №4 рядом с университетом, – продолжает Алеся. – Живу там уже 3 года и ко всему привыкла. Мне нравится и культурная жизнь в общежитии, у нас там часто проходят мероприятия, и соседи нравятся. Со мной живет девочка со второго курса, мы хорошо ладим. У нас есть график уборки, разделяем дежурства и поддерживаем порядок.
– Есть в общежитии свои традиции?
– Конечно, каждую сессию зовем Халяву. В общежитии у нас проводятся дискотеки. Два раза в год осенью и весной у нас проходят смотры-конкурсы общежитий. Выбирают лучший этаж, лучшую комнату.

Не остается сомнений, что ребята полностью отдаются учебе и придут на работу отличными специалистами. А мы пожелаем им поменьше «халявы» и как можно больше успехов в учебе.

Евгения ВИННИК (office@shinnik.by)
Фото автора.

Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ...
10 фактаў пра беларускую мову
10 фактаў пра беларускую мову

1. Дыялектная мова багацейшая за літаратурную
Слоўнік літаратурнай беларускай мовы налічвае прыкладна 250 - 500 тыс.слоў. У дыялектнай мове (агульная назва для гаворак людзей у пэўным рэгіёне) — каля 1,5−2 млн слоў.

2. У беларускай мове тры алфавіты (графічныя сістэмы)
На сённяшні дзень афіцыйна ўжываецца кірылічны алфавіт, які існуе з XIV ст. У XVI ст. з’явілася лацінка. Ёй пісаліся творы беларускай літаратуры XIX ст. На пачатку XX ст. кірылічны і лацінскі алфавіты суіснавалі разам. Так пэўны час газета «Наша ніва» друкавала тэксты на дзвюх графічных сістэмах, каб усе беларусы разумелі напісанае, таму што каталікі звыклі да лацінкі, а праваслаўныя разумелі толькі кірыліцу.

Зараз лацінка ўжываецца ў тапаніміцы — назвах геаграфічных аб’ектаў. Таксама ёй карыстаюцца ў побытавых зносінах беларусы, якія лічаць лацінку больш зручнай сістэмай для перадачы асаблівасцяў беларускага маўлення.

З XIV ст. на Беларусі пачалі сяліцца татары, якія трапілі ў палон падчас набегаў Арды. Паступова яны асіміляваліся, і ў выніку з’явіліся кітабы — кнігі, напісаныя па-беларуску арабскай вяззю.

3. Беларуская мова існуе ў двух правапісах
У 1918-м годзе мовазнаўца і грамадска-палітычны дзеяч Браніслаў Тарашкевіч выдаў «Беларускую граматыку для школ» кірыліцай і лацінкай. Гэта была першая практычная граматыка. Распрацаваны ім правапіс называецца класічным, або «тарашкевіцай».

З 1933-га года ў выніку разгортвання русіфікацыі замацавалася так званая «наркамаўка». Гэты правапіс рэфармаваўся двойчы: у 1956-м годзе і ў 2008-м. Апошнім варыянтам мы карыстаемся сёння.

4. Толькі ў беларускай мове ёсць літара Ў
Гэта адметнасць беларускай мовы ўвасоблена ў помніку, які знаходзіцца ў Полацку. Над скульптурай працаваў мастак і дызайнер Ігар Куржалаў.

5. Беларуская мова знаходзіцца пад пагрозай знікнення
У паўсядзённых зносінах ёй карыстаецца малы працэнт насельніцтва. Толькі ⅔ беларусаў размаўляе на роднай мове ў побыце. Часцей беларуская мова ўжываецца на дзяржаўных тэле- і радыёканалах, у перыядычных выданнях, справаводстве.

6. Тры стагоддзі беларуская мова была дзяржаўнай у ВКЛ
З XIV ст. і да 1696 года беларуская мова была афіцыйнай мовай Вялікага Княства Літоўскага. Пасля аб’яднання ВКЛ і Караўлества Польскага ў 1569-м годзе пачалася паланізацыя насельніцтва Княства. Скончылася гэта поўным выцясненнем беларускай мовы з афіцыйнага ўжытку. З 1696-га года справаводства Рэчы Паспалітай было пераведзена на польскую мову. З таго часу беларуская мова ўжывалася ў побыце.

7. Не па-беларуску і не па-руску, а на трасянцы
Сумесь беларускай і рускай мовы называецца «трасянка». У прамым сэнсе яно абазначае сена нізкай якасці, якое ўтвараецца ад спалучэння сухой і свежаскошанай травы. Ва ўкраінскай мове таксама ёсць падобная з’ява і называецца яна «суржык».

8. Для беларускай мовы не характэрны дзеепрыметнікі цяперашняга часу
Дзеепрыметнікі цяперашняга часу (сплючы чалавек, маючыя дадзеныя) — чужынцы ў беларускай мове. Яны ўжываюцца толькі ва ўстойлівых спалучэннях (бягучы год, дзеючая асоба), характэрных для навуковага і афіцыйнага стыляў. У іншых выпадках гэта парушэнне літаратурнай мовы.

9. Некалі беларуская мова мела статус адзінай дзяржаўнай мовы ў Беларусі
У 1990-м годзе быў прыняты закон «Аб мовах», згодна з якім беларуская мова прызнавалася адзінай дзяржаўнай мовай незалежнай Рэспублікі Беларусь. Але пасля рэферэндуму 1995-га года статус дзяржаўнай набыла і руская мова. Дарэчы, прапанову ўрада вярнуць рускай мове статус дзяржаўнай падтрымала большасць беларусаў. Мяркуецца, насельніцтву было цяжка пасля савецкіх часоў адразу перайсці на беларускую мову ва ўсіх сферах зносін. Людзі элементарна яе не ведалі. Зараз, як бачым, прыярытэт у зносінах мы аддаём рускай мове.

10. У беларускім алфавіце 32 літары
Наш алфавіт не мае літар Щ, Ъ. Замест цвёрдага знака мы ўжываем апостраф (‘). Дыграфы ДЗ і ДЖ не ўваходзяць у алфавіт, бо гэта спалучэнне дзвюх літар для абазначэння адпаведных гукаў.

По материалам: schools.by


© «Шинник», 2015
Использование материалов разрешено только с размещением активной ссылки на наш сайт.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО