01:20
26.06.2019

официальный сайт
www.shinnik.by
Среда, 28 Октябрь 2015
«Домашний любимец» и пожар


Любой автолюбитель знает, что одна из самых страшных бед, которые могут подстерегать наши машины, это пожар. Огонь уничтожает автомобиль в считанные минуты и если промедлить с его тушением хоть несколько секунд, от стального коня остается голый остов. Статистика показывает, что огонь не делает предпочтений. Горят грузовики и легковушки, российские машины и иномарки. Пожар может случиться в дороге и на стоянке, в пробке и на скоростном шоссе.
Как же уберечься от этой напасти? Для начала рассмотрим, почему и как горят автомобили.
Основное число самовозгораний вызвано неисправностями электропроводки, топливных и масляных шлангов. Пожар возникает там, где в «гремучую смесь» соединяются легко воспламеняющиеся вещества, кислород и источник открытого огня. В автомобиле все эти условия обеспечены: тут есть топливо, прекрасный доступ воздуха под капот и полно электрики, которая может дать искру. А двигатель, нагревающийся в рабочем режиме почти до 100 градусов, помогает пожару молниеносно набрать силу.
Чтобы не стать погорельцем, нужно знать, где, как и почему может начаться пожар. Самое «огнеопасное» место любого автомобиля - топливные и масляные шланги. При покупке подержанной машины или при техническом обслуживании своего авто обратите на них пристальное внимание. Масло- и топливопроводы должны быть целыми и чистыми, без перехлестов и петель. Если, под капотом все покрыто грязью и жирным конденсатом, попросите продавца протереть шланги и трубки чистой сухой тряпочкой.
Дефекты топливопроводов при работающем двигателе, как правило, обнаруживаются достаточно просто. О том, что со шлангами что-то не так, вам подскажет острый запах топлива. Потом можно будет заметить и капли бензина, проступившие на месте повреждения. Особенно пристально осмотрите места подвода магистрали к системе впрыска. Старые или некачественные шланги, на тех участках, которые надеты на штуцер, нередко растрескиваются или расслаиваются.
Резина теряет эластичность, и расширяется. Несколько дней агрессивного воздействия и - готово дело: шланг нужно менять. Данные повреждения опасны тем, что топливо попадает непосредственно на горячий двигатель, сразу же испаряется, и образует взрывоопасные пары. Малейшая искра практически гарантированно приведет к пожару. А искра, кстати говоря, вовсе не обязательно должна возникнуть под вашим капотом. Источником огня может послужить и непотушенный окурок, выброшенный из окна машины, едущей впереди.
Поэтому топливопроводы всегда должны быть в порядке. А на всякий противопожарный случай хорошо бы иметь в багажнике ремкомплект.
Несколько слов о проводах. Повреждения электропроводки найти тоже не очень сложно. Конечно, если процесс плавления изоляции уже зашел достаточно далеко. Когда провод подкорачивает, под капотом пахнет паленой резиной, а не окисленная металлическая жилка, лишенная изоляции, блестит под солнечными лучами или в свете мощного фонаря.
Ремонт тут недолог: надо просто сменить проблемный провод. И, по возможности, выяснить, что послужило причиной дефекта. Как правило, замыкание возникает, когда сопротивление нагрузки меньше внутреннего сопротивления источника питания. Иными словами, следите, чтобы плавкие предохранители всегда соответствовали силе тока в цепи.
Но не только неисправные предохранители могут привести к замыканию. Иногда, под воздействием вибрации, на проводах разрушается изоляция, а тут уж до беды - рукой подать. Крысы и мыши, залезшие под капот, тоже очень любят портить изоляцию кабелей и проводов. Чтобы этого не произошло, содержите электрику в порядке. Регулярно проверяйте целостность изоляции, следите, чтобы провода не касались блока цилиндров, подвязывайте их в жгуты монтажными хомутами.
Если неприятность все-таки случилась, и вы вдруг почувствовали запах бензина в салоне, незамедлительно сдавайте вправо и останавливайтесь у обочины. Если есть возможность - подальше от других машин и построек. Потом глушите мотор, берите огнетушитель и выходите из машины. Если из-под капота идет дым, не открывайте его. Резкий приток воздуха может спровоцировать сильную вспышку паров топлива. Для начала пройдитесь по сочленениям капота и крыльев струей углекислоты из огнетушителя, попытайтесь сбить пламя сквозь решетку радиатора. Капот можно открыть только в том случае, если из-под него не идет дым. Ну а дальше – смотреть, и разбираться, что к чему. Открыв капот, в первую очередь сбросьте клеммы с аккумулятора. Это обесточит автомобиль, и не даст огню возможности распространиться.
При тушении пролитого под машиной топлива воспользуйтесь огнетушителем, подавая пену или порошок в направлении от края к центру очага возгорания. При возникновении пожара в моторном отсеке, направляйте огнетушитель на очаг наиболее интенсивного горения или воспользуйтесь подручными средствами. Летом забрасывайте пламя почвой или песком, зимой - снегом. Не пытайтесь тушить пожар, если на вашу одежду пролилось масло или топливо. Если видите, что самостоятельно с огнем не справиться, отойдите от машины метров на 10-15 и выведите из этой зоны людей. В случае взрыва бензобака эта предосторожность убережет вас от травм и ожогов.
До прибытия пожарных расчетов, попытайтесь откатить от очага возгорания другие автомобили, чтобы огонь не перекинулся на них. Если в салоне горящей машины находится человек, вытащите пострадавшего и вызовите «скорую». До приезда медиков окажите ему первую помощь или отправьте в ближайшее медучреждение на попутном транспорте.
Когда все возможное уже сделано, остается ждать профессионалов. Сотрудники МЧС, прибыв на место, потушат вашу «ласточку» или то, что от нее осталось. Кроме того, на разбор каждого пожара, связанного с автотранспортом, выезжает инспектор-дознаватель. Он осмотрит повреждения, причиненные огнем, и даст заключение: что же именно послужило причиной возгорания. В особенно трудных случаях узлы и агрегаты сгоревшего автомобиля могут быть взяты на детальную экспертизу, которую проводят в научно-практическом центре МЧС РБ. Ее результаты помогут владельцу, если пожар был оговорен в договоре страхования, получить компенсацию за уничтоженное авто.
Игорь Конашов, начальник ПАСЧ – 2 ПАСО – 7 на объектах ОАО «Белшина».
Карикатуры взяты из Интернета.

Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ...
10 фактаў пра беларускую мову
10 фактаў пра беларускую мову

1. Дыялектная мова багацейшая за літаратурную
Слоўнік літаратурнай беларускай мовы налічвае прыкладна 250 - 500 тыс.слоў. У дыялектнай мове (агульная назва для гаворак людзей у пэўным рэгіёне) — каля 1,5−2 млн слоў.

2. У беларускай мове тры алфавіты (графічныя сістэмы)
На сённяшні дзень афіцыйна ўжываецца кірылічны алфавіт, які існуе з XIV ст. У XVI ст. з’явілася лацінка. Ёй пісаліся творы беларускай літаратуры XIX ст. На пачатку XX ст. кірылічны і лацінскі алфавіты суіснавалі разам. Так пэўны час газета «Наша ніва» друкавала тэксты на дзвюх графічных сістэмах, каб усе беларусы разумелі напісанае, таму што каталікі звыклі да лацінкі, а праваслаўныя разумелі толькі кірыліцу.

Зараз лацінка ўжываецца ў тапаніміцы — назвах геаграфічных аб’ектаў. Таксама ёй карыстаюцца ў побытавых зносінах беларусы, якія лічаць лацінку больш зручнай сістэмай для перадачы асаблівасцяў беларускага маўлення.

З XIV ст. на Беларусі пачалі сяліцца татары, якія трапілі ў палон падчас набегаў Арды. Паступова яны асіміляваліся, і ў выніку з’явіліся кітабы — кнігі, напісаныя па-беларуску арабскай вяззю.

3. Беларуская мова існуе ў двух правапісах
У 1918-м годзе мовазнаўца і грамадска-палітычны дзеяч Браніслаў Тарашкевіч выдаў «Беларускую граматыку для школ» кірыліцай і лацінкай. Гэта была першая практычная граматыка. Распрацаваны ім правапіс называецца класічным, або «тарашкевіцай».

З 1933-га года ў выніку разгортвання русіфікацыі замацавалася так званая «наркамаўка». Гэты правапіс рэфармаваўся двойчы: у 1956-м годзе і ў 2008-м. Апошнім варыянтам мы карыстаемся сёння.

4. Толькі ў беларускай мове ёсць літара Ў
Гэта адметнасць беларускай мовы ўвасоблена ў помніку, які знаходзіцца ў Полацку. Над скульптурай працаваў мастак і дызайнер Ігар Куржалаў.

5. Беларуская мова знаходзіцца пад пагрозай знікнення
У паўсядзённых зносінах ёй карыстаецца малы працэнт насельніцтва. Толькі ⅔ беларусаў размаўляе на роднай мове ў побыце. Часцей беларуская мова ўжываецца на дзяржаўных тэле- і радыёканалах, у перыядычных выданнях, справаводстве.

6. Тры стагоддзі беларуская мова была дзяржаўнай у ВКЛ
З XIV ст. і да 1696 года беларуская мова была афіцыйнай мовай Вялікага Княства Літоўскага. Пасля аб’яднання ВКЛ і Караўлества Польскага ў 1569-м годзе пачалася паланізацыя насельніцтва Княства. Скончылася гэта поўным выцясненнем беларускай мовы з афіцыйнага ўжытку. З 1696-га года справаводства Рэчы Паспалітай было пераведзена на польскую мову. З таго часу беларуская мова ўжывалася ў побыце.

7. Не па-беларуску і не па-руску, а на трасянцы
Сумесь беларускай і рускай мовы называецца «трасянка». У прамым сэнсе яно абазначае сена нізкай якасці, якое ўтвараецца ад спалучэння сухой і свежаскошанай травы. Ва ўкраінскай мове таксама ёсць падобная з’ява і называецца яна «суржык».

8. Для беларускай мовы не характэрны дзеепрыметнікі цяперашняга часу
Дзеепрыметнікі цяперашняга часу (сплючы чалавек, маючыя дадзеныя) — чужынцы ў беларускай мове. Яны ўжываюцца толькі ва ўстойлівых спалучэннях (бягучы год, дзеючая асоба), характэрных для навуковага і афіцыйнага стыляў. У іншых выпадках гэта парушэнне літаратурнай мовы.

9. Некалі беларуская мова мела статус адзінай дзяржаўнай мовы ў Беларусі
У 1990-м годзе быў прыняты закон «Аб мовах», згодна з якім беларуская мова прызнавалася адзінай дзяржаўнай мовай незалежнай Рэспублікі Беларусь. Але пасля рэферэндуму 1995-га года статус дзяржаўнай набыла і руская мова. Дарэчы, прапанову ўрада вярнуць рускай мове статус дзяржаўнай падтрымала большасць беларусаў. Мяркуецца, насельніцтву было цяжка пасля савецкіх часоў адразу перайсці на беларускую мову ва ўсіх сферах зносін. Людзі элементарна яе не ведалі. Зараз, як бачым, прыярытэт у зносінах мы аддаём рускай мове.

10. У беларускім алфавіце 32 літары
Наш алфавіт не мае літар Щ, Ъ. Замест цвёрдага знака мы ўжываем апостраф (‘). Дыграфы ДЗ і ДЖ не ўваходзяць у алфавіт, бо гэта спалучэнне дзвюх літар для абазначэння адпаведных гукаў.

По материалам: schools.by


© «Шинник», 2015
Использование материалов разрешено только с размещением активной ссылки на наш сайт.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО