С начала июля этого года на базе участка мобилизации вторичных ресурсов нашего предприятия открыт пункт сбора (приема) от населения изношенных шин, покрышек и камер на безвозмездной основе. Отмечу, изношенные шины – это ценный вторичный ресурс. Повторно они используются как топливо на цементных заводах, в производстве резиновых покрытий для спортивных площадок и животноводческих комплексов и не только. Чтобы такие шины пустили в переработку, их необходимо правильно сдать. Как, – это знает начальник участка МВР Наталья Васильевна САКАДЫНСКАЯ.
– Сразу хочу отметить, что использованные шины и покрышки по агрегатному состоянию относятся к твердым отходам, а по возможности их использования – к вторичным материальным ресурсам. Последняя характеристика шин подразумевает, что они являются отходами, которые после их сбора могут быть вовлечены в оборот в качестве вторичного сырья. Именно оно на сегодняшний момент и интересно «Белшине». Дело в том, что в будущем году на предприятии планируется открытие инновационного участка по производству регенерата и резиновой крошки. Именно поэтому изношенным шинам, как будущему сырью для нового перспективного производства, мы уделяем повышенное внимание.
– С начала приема нашим предприятием изношенных шин прошло почти полгода. Насколько активно бобруйчане сдают непригодные шины?
– Скажу честно, не особо активно. Кстати, мы принимаем шины не только от работников нашего предприятия. К нам может приехать любой. К сожалению, думаю, пока наш народ морально не готов к тому, чтобы содействовать в использовании вторичного сырья. Годами сложившийся и утвердившийся менталитет говорит им: проще выбросить, чем привести и сдать.
– Еще можно использовать шины как цветники, качели и так далее и тому подобное.
– Можно. Но задумываются ли люди о нашей окружающей среде, о вреде, который может нанести хотя бы одна шина. Сделали мини-клумбу, молодцы. А потом что?.. Резина разлагается не одну сотню лет.
Кстати, процесс сдачи использованных покрышек максимально прост, не проблематичен и занимает минимум времени. Въезд на территорию организован через КПП №8 ОАО «Белшины», затем машину взвешивают, выгружают покрышки, повторное контрольное взвешивание пустого транспорта, и водитель свободен. Все занимает буквально минут пять.
– Может проблема в безвозмездной основе?
– Найти отговорку себе легко. Чем же тогда руководствуются люди, сортируя дома бумагу, стекло, пластик и бытовые отходы? А потом все несут в разные контейнеры. Зачем собирают пластиковые крышечки и участвуют в благотворительных акциях?
Было время, когда «Белшина» еще самостоятельно не занималась сбором и складированием шин. Мы их сдавали сторонним организациям. И знаете, еще доплачивали им за оказанную услугу.
– На пункте сбора хранятся шины, принятые только лишь от населения?
– Нет. Шины привозят из опытно-исследовательского цеха, участка рекламации и цеха ВЗЭТ. Выбракованные покрышки поступают из цехов вулканизации. На данный момент у нас на хранении уже около тысячи тонн использованных шин. Работа по накоплению покрышек ведется около двух лет. Это наша будущая сырьевая база.
– На участке хранятся не только покрышки?
– Под нашим контролем все отходы производства: камеры, выпрессовки, бутилкаучуковые и подпрессовочные диафрагмы, ободные и конвейерные ленты, а также полиэтилен, пропилен, ПЭТ-бутылки, макулатура и дровяные отходы…Большинство этого вторсырья продаем на переработку. К примеру, полимеры у «Белшины» покупают такие предприятия как «Полингрант», «Автограмми» и «Скартекс». Диафрагмы у нас покупают предприятия Пакистана. Выпрессовки, камеры и металлокорд также уходят к переработчикам.
– Вы настоящая хозяйка этого участка...
– Пришла я сюда мастером двадцать лет назад. Начальником работаю уже восемь. Отмечу, с момента моего прихода изменилось многое. Коллектив нашего участка, тесно взаимодействуя с отделом охраны окружающей среды, участвует в совместных рейдах по местам складирования отходов в цехах, а также проводя постоянные мониторинги состава отходов, многое смогли изменить. Теперь большинство шинников понимает: раздельный сбор бытовых и производственных отходов – норма, вторичные ресурсы не только важны, но и нужны.
– А как можно активизировать автомобилистов, чтобы они активнее сдавали вам «старье» свое?
– Как показывает практика, время многое расставляет по своим местам и многому учит…
Александра КАЛИНИНА (office@shinnik.by)
Фото автора.